ИСТОРИЯ
Добрососедство по-нижегородски
Если ехать по Метромосту от Московского вокзала в сторону верхней части города, то с левой стороны (по ходу движения) можно наблюдать удивительную картину. Высоко на горе, как добрые соседки, расположились сразу три церкви, принадлежащие к разным конфессиям. Вот об этом необычном месте Нижнего Новгорода мы и поговорим сегодня.
Среди нижегородцев за этой городской территорией прочно закрепилось название Площади трех церквей, хотя на самом деле это вовсе не площадь, а обычная улица. Улица Тараса Шевченко, 1а – вот точный адрес этого уникального места. В конце XIX – начале XX вв. здесь располагались городские окраины, носившие совсем неблагозвучное название – Большие Овраги. А сегодня, наоборот, данный район – практически уже центр Нижнего. Тем не менее Площадь трех церквей по-прежнему остается тихим уголком города, словно спрятанным от многолюдья и суеты. Самое время познакомиться поближе с его достопримечательностями.
Православная церковь Воскресения Христова в Ямской слободе (по месту проживания местных ямщиков) – так звучит полное название этого храма – была построена здесь в конце XIX в. Средства на ее возведение пожертвовали нижегородский купец Александр Иванович Приезжаев и почетные граждане города – купцы II гильдии Василий Алексеевич Соболев и Иван Степанович Кварталов. В 1886 г. по завершении строительных работ епископ Нижегородский и Арзамасский – Модест – провел чин освящения храма.
До 1912 г. в церкви находились три престола: главный – во имя Воскресения Христова, правый – в честь апостола Иоанна Богослова и левый – в честь святителя Николая Чудотворца и святого мученика Александра Римского. В 1900 г. к уже имеющимся приделам был пристроен еще один, освященный лишь спустя 12 лет в честь преподобного Серафима Саровского.
Одной из святынь Воскресенского храма была икона целителя Пантелеймона с частицей его мощей, переданная в Нижний Новгород со Святой горы Афон в 1887 г. В алтаре церкви хранились и старинное напрестольное Евангелие в серебряном окладе, и удивительной красоты плащаница. Стены были расписаны мотивами библейских сюжетов, а иконостас, расположенный в главном приделе, украшала вызолоченная резьба в русской стилистике. В наружном убранстве храма использовали так называемый фасонный кирпич (по тем временам передовая технология), предназначенный как раз для кладки сложных форм – окон, арок, столбов…
В 1920 г. храм, как и многие другие, был закрыт для прихожан. Какое-то время в его помещениях располагались кинотеатр, склад, а в годы войны – хлебозавод. И лишь спустя долгие-долгие годы Воскресенская церковь вновь обрела свой первоначальный статус – в 1999 г. она была возвращена Нижегородской епархии. В настоящее время в ее основном здании продолжаются работы по восстановлению.
Рядом располагается храм необычной для наших мест архитектуры, очень похожий на лютеранскую церковь. Кстати, многие уверены, что это именно она. На самом деле это здание принадлежит Церкви христиан-адвентистов седьмого дня. Эта религиозная организация появилась в Нижнем Новгороде еще в конце XIX в. Своим рождением на нижегородской земле она обязана небольшой группе людей, проповедовавших учение американки Элен Уайт – идейного реформатора адвентизма. В самом начале своего пребывания в городе ее последователи не могли вести свою деятельность открыто, а вот в начале 1990-х годов ситуация кардинально изменилась. Уже в 1991 г. в Нижнем Новгороде был построен первый официальный храм Церкви адвентистов седьмого дня, и именно здесь, на улице Шевченко. Как мы можем видеть, мирное соседство оппонентов – вполне реально.
Неподалеку от этих двух зданий, также на пожертвования прихожан, возводится и армянская церковь «Сурб Аменапркич» (Христа Спасителя). Из трех храмов, соседствующих друг с другом, это самый молодой – его строительство началось в 2008 г. Интересно, что история существования армянских храмов в Нижнем Новгороде уходит в XIX в., когда на территории Нижегородской ярмарки был построен первый из них. Простояв почти 100 лет, храм был снесен в 1930-е годы. И вот сегодня мы можем видеть практически рождение новой духовной обители. Дух Армении чувствуется тут во всем: спроектирован храм именно там, в республике, и даже облицован местным камнем – туфом. Образовавшийся когда-то очень давно из вулканического пепла, туф без преувеличения можно назвать национальным достоянием республики. В самой Армении из него строили на протяжении веков, а во времена СССР с использованием туфа было реализовано огромное количество типовых проектов жилых кварталов, в том числе и в условиях Дальнего Севера.
Подготовила Марина Кудрявцева