ИСТОРИЯ

Кутюрье с волжских берегов

Мне посчастливилось видеть ее работы в Эрмитаже. Даже сегодня, спустя век с лишним, они восхищают женственностью и сказочной красотой, удивляют сложностью работы и ювелирной точностью в проработке мельчайших деталейЖенщина, придумавшая их, совершила настоящий переворот в мире отечественной моды. Портниха и модельер, создававшая платья для русского императорского двора и самых известных своих современниц, а после революции доказавшая всему миру, что и в Советской стране есть мода, вкус и стиль; художник и костюмер, долгие годы сотрудничавшая с Московским художественным театром и театром Вахтангова, а позднее с самыми известными советскими кинорежиссерами, она одной из первых в индустрии моды занялась разработкой одежды для массового производства и до войны по праву считалась ведущим модельером Советского Союза. Надежда Ламановарусская Коко Шанель по призванию и наша нижегородскаяпо рождению.

Нижегородские истоки
Родилась будущая знаменитость 14 декабря 1861 г. в селе Шутилово (сейчас Первомайский район) Нижегородской губернии в семье полковника Петра Михайловича Ламанова и его жены Надежды Александровны. Позднее, с разницей в несколько лет, у супругов родились еще четыре девочки. Несмотря на принадлежность к дворянскому сословию, материальное положение семьи оставляло желать лучшего. До 8 лет Надежда жила с родителями, а затем поступила в Мариинскую женскую гимназию Нижнего Новгорода, располагавшуюся на Ильинской улице. К моменту завершения ее обучения Ламановы оказались совершенно без средств к существованию. Родители больше не могли содержать дочерей, и Надежде, как самой старшей, пришлось искать работу, чтобы обеспечивать себя и сестер. Сначала она забрала их к себе в Нижний Новгород, а после того, как родители скончались, 20-летняя девушка вместе с сестрами переезжает в Москву. Там она устраивается на работу в Сергиевский дом трудолюбиядля самых неимущих (аналогичный тому, что был в Нижнем на Варварке).
Параллельно с работой Надежда начинает посещать уроки в школе кройки и шитья Ольги Суворовой. Теперь именно с портновским делом мечтает она связать свою жизнь. Причем ей хотелось не просто шить, а самой придумывать модели платьев, и такая возможность вскоре представилась. После окончания школы госпожи Суворовой Н. Ламанова устроилась на работу в знаменитое ателье мадам Войткевич, где в конце XIX в. одевались московские и петербургские модницы, и практически сразу же стала в нем ведущей модисткой (закройщицей). Клиентки и хозяйка ателье быстро оценили вкус и работоспособность начинающего мастера, что наилучшим образом отразилось на ее заработках. Теперь денег стало хватать не только на жизнь и обучение младших сестер, но и на то, чтобы откладывать на будущее дело.
Спустя всего четыре года после переезда из Нижнего Новгорода в Москву, сумев за это время накопить необходимую сумму, Надежда решилась открыть свое дело. В возрасте всего 24 лет она становится хозяйкой собственного ателье, расположившегося в одном из самых престижных районов Москвына Большой Дмитровке. А через несколько лет о нижегородке заговорила уже вся Россия.
«Платьекак из Парижа»
Именно так характеризовали работы Н. Ламановой столичные модницы. Причем свой собственный стиль в работе, не похожий ни на кого другого, начинающий модельер выработала очень скоро. Она не использовала ни иглу с ниткой для сметывания ткани, ни утюг с углями для отпаривания, ни наперсткиодним словом, ничего из того, что клиентки привыкли видеть в ателье. Она просто накидывала на фигуру заказчицы кусок ткани и тут же, на клиентке, оформив нужные складки, драпировки и защипы, закалывала их булавками. По этой причине, к большому сожалению, и не сохранились эскизы моделей Ламановой. Закалывая ткань булавками, модельер создавала идеальные силуэты. Такой метод работы до сих пор считается вершиной портновского искусства, а при изготовлении одежды от кутюр платья шьют только таким способом.
Дело шло очень успешно, и, наверное, самой Надежде Петровне не верилось, что еще совсем недавно ей с сестрами практически нечего было есть. Теперь за тканями и всем необходимым для работы модельер ездила в Париж, где, кстати, имела собственную квартиру. Материалов и фурнитуры закупалось на полмиллиона рублей! Бархат, тюль, муар, атлас и шелковый крепиз таких тканей шились платья от Ламановой, и каждое было только в единственном экземпляре. Она никогда не повторялась! Доходы ателье госпожи Ламановой составляли тысячу рублей в день, тогда как среднее месячное жалованье горожанина в тот период составляло примерно 35 рублей.
Желающих заказать платье у Ламановой становилось все больше. В ее ателье одевались представительницы столичного дворянства и купеческого сословия, обеспеченные иностранки, проживавшие в Москве и Петербурге и знаменитые актрисыА вскоре в число ее клиенток вошла и государыня Александра Федоровна. В 1898 г. Надежде Ламановой было присвоено звание «Поставщик Двора Ея Императорского Высочества», что и подтверждала табличка на фасаде ее ателье.
В 1903 г. в Зимнем дворце состоялся грандиозный костюмированный бал-маскарад в честь 290-летия Дома Романовых. Все гости были одеты в роскошные костюмы XVII в., создателями которых стали ведущие российские модельеры того времени. Императрица Александра Федоровна выбрала для себя образ царицы Марии Милославской, а костюмы для его воплощения подготовила Надежда Ламанова.
Подготовила Марина Кудрявцева
Продолжение следует

Лента новостей

Снова о мусоре

25.04.24 15:29

Кусачая тема

25.04.24 15:28