ИСТОРИЯ

«Война, беда, мечта и юность…»

В музее школы № 4 хранятся несколько тетрадных листков воспоминаний выпускницы школы 1942 г. Капитолины Алешиной-Страховой. В них Капитолина Анатольевна приводит фрагменты фронтовой переписки со своим одноклассником Юрием Бычковым.

Она родилась 22 октября 1924 г. на Бору. Годы молодости и школьной поры связаны со средней школой № 4 г. Бор. Капитолина Анатольевна была дошкольным работником, всю жизнь проработала в детских яслях № 1 завода «Теплоход». Была замужем за участником Великой Отечественной войны Владимиром Николаевичем Страховым, вырастила дочь. Семья практически ничего не знала об этой странице жизни своей мамы и бабушки. Письма, которые цитирует Капитолина Анатольевна, в семье не сохранились. Начался поиск.
Мы связались с органами ЗАГСа г. Бор, Балахны, районными и областным военкоматами, через Борский архив сделали запрос в Российский государственный архив социально-политической истории, встретились с внучкой Капитолины Анатольевны, изучили архивные материалы, размещенные на информационных порталах «Подвиг народа.ру» (6+), «Память народа.ру» (6+), списались с Войцехом из Гданьска о месте захоронения Ю. Бычкова.
Выпускник 1942 года
Юрий Бычков был одноклассником Капы Алешиной. Наверное, он был ей симпатичен, раз факты его жизни она знала подробно.
Родился Юрий Яковлевич Бычков 20 сентября 1924 г. в Балахнинском районе в селе Никола-Погост. Его отец был учителем, мама домохозяйкой. Там он окончил 8 классов. А в школу № 4 он пришел 22 августа 1940 г. в 9 класс, приехав на Бор с матерью, сестрой и братом. Учился Юрий хорошо. Его любили и уважали в классе. Он был хорошим товарищем.
С началом войны призыв того времени «Все для фронта! Все для Победы!» внес изменения и в жизнь учебных заведений. В средней школе № 6 был открыт эвакогоспиталь, и ее ученики разместились в школе № 4. Занятия в школе велись в три смены. Юрий и Капитолина учились уже в 10 классе.
Учиться плохо было просто недопустимо и постыдно: учащиея знали, что никакие ссылки на военное время приниматься не будут. Тогда всем было трудно и поблажек никому не было.
Ученики участвовали в строительстве аэродрома, сажали и убирали урожай, заготавливали сено для скота, торф для отопления школы. Но, несмотря на тяжелый ежедневный труд и лишения, одноклассникам было весело вместе. Они пели песни. Пел и Юрий Бычков. У него даже была любимая песня: «Вы не вейтесь, черные кудри». Летом 1942 г. Юрий и Капитолина окончили школу.
Они встретились в 1940 году – Юрий и Капитолина. Учились вместе один мирный и один военный год. Что привлекало Юрия в Капитолине, сказать трудно. А вот ее в нем, по ее собственным воспоминаниям, привлекали серьезность, ответственность, умение дружить. Между молодыми людьми сложились теплые дружеские отношения, которые продолжились и после окончания школы.
Артиллерийское училище
11 августа 1942 г. Юрий Бычков был призван в армию. На пересыльном пункте его направили в г. Кострому Ярославской области. Скорее всего, он учился в Ленинградском артиллерийском училище – ЛАУ, эвакуированном в Кострому. В августе 1942 г. началась переписка Юрия и Капитолины.
Юрий писал об учебе, о занятиях по 10 часов на улице, о жизни в лесу в землянках, о своих новых друзьях, сожалея, что «хотя с ребятами подружился, но все же это не те ребята, с которыми учился…». Делился успехами: «Учусь тоже по-прежнему на «хор.». Ждал отправки на фронт и был уверен, что «мы уже зимой дадим жизни этим мерзавцам, залезшим на нашу землю».
24 января 1944 г. он сообщил: «Вот я сейчас в сотне километров от фронта, а завтра еду на фронт».
Шесть фрагментов писем рассказывают о курсантской жизни Ю. Бычкова. И вновь мы видим, как серьезно относился он к учебе, как стремился на фронт, как стойко переносил все трудности, как тепло отзывался о своих новых и старых друзьях.
Фронтовая жизнь
Первое письмо датировано 24 января 1944 г. Юрий пишет из г. Речицы Гомельской области Белоруссии. Отсюда начинались фронтовые дороги нашего выпускника.
А вот письмо от 6 февраля 1944 г.
«Шлю тебе, дорогая Капа, горячий фронтовой привет. Вот с 3 февраля каждый день и ночь слушаю взрывы, разрывы и т. д. Теперь перешел на подземную жизнь. Но это уже не так плохо здесь, на фронте. До взвода своего, Капа, еще не добрался, но скоро познакомлюсь. Люди здесь, дорогая, все отличившиеся в боях, имеют несколько наград, воюют уже давно. Пока еще, Капа, нахожусь километра за два от противника, завтра продвинусь поближе, так километра на полтора. Ну, фрицам, конечно, скоро будет капут, как они сами говорят, но, конечно, подраться еще придется. Не знаю, дорогая Капа, получила ли ты мое письмо с дороги. Если получила, то это очень хорошо. Прошу, Капа, пиши обязательно. Только от тебя да от мамаши мне особенно дороги письма. Ну а пока, дорогая, до свидания. Уже и писать дальше негде. Передавай всем моим знакомым большущий привет. Твой лучший друг Юрий Бычков».
Это письмо такое длинное потому, что Капитолина Анатольевна сделала из него не выписку, а подарила школьному музею целиком.
Из последующих писем Капа узнала, что Юрий был назначен командиром огневого взвода 5-й батареи 203-го артиллерийского полка 15-й стрелковой дивизии 65-й армии Второго Белорусского фронта.
Жизнь командира огневого взвода на фронте не сахар: «Стоял со своими «игрушками» невдалеке от немцев. Били его, конечно, крепко, так, что земля дрожала. В общем, Капа, представить уже не так-то легко, что за музыка. Но основное впереди, да, впереди».
А впереди у молодого офицера была настоящая военная жизнь: честная и достойная! 12 июля 1944 г. Юрий Бычков получил свою первую боевую награду – орден Красной Звезды за уничтожение трех пулеметных точек противника, которые мешали продвижению нашей пехоты.
А переписка молодых людей все продолжалась. Юрий писал, как война изменила его: «Правда, человек на фронте как будто становится другим. Фронт сильно сближает людей, может быть, и не по характеру, так в результате создавшейся обстановки»; как вспоминает дорогую подругу: «От этого воевать легче и помирать не хочется. Конечно, я все шучу, зачем эти слова, когда впереди такая жизнь»; надеется на письма: «Нахожусь сейчас в боях. А бои, сама знаешь, какие: у ворот Германии. В такой обстановке так дороги письма, и их ждешь, как ждешь иногда солнца после дождя».
Осень 1944 г. Юрий Бычков встретил в Польше. В своих редких письмах он рассказывал, как дороги ему родные места, как скучает и ждет встречи с близкими. Но по-прежнему защита Родины от врага – это главное в его жизни и жизни всех солдат Великой войны. Последнее письмо Капитолине Анатольевне пришло в январе победного 1945-го года.
21 января 1945 г.
«Дорогая, вот уже семь дней, как мы движемся вперед, бьем и гоним все дальше на запад этих собак. Все ближе час победы, ближе Родина, ближе встреча. Скоро доберемся и до их логова. Как это у Лермонтова: «…с свинцом в груди и жаждой мести». Так и мы спешим туда. Прости, дорогая, но приходится заканчивать. Сейчас выдвигаемся вперед. На месте стоять приходится мало».
Но этой долгожданной встрече не суждено было осуществиться. Юрий Бычков был убит прямым попаданием вражеского снаряда по батарее в ночь на 19 февраля 1945 года. До великой Победы оставалось два с половиной месяца…
Фронтовая жизнь Юрия Бычкова была нелегкой и напряженной. Со своими однополчанами он шел вперед, громя врага. Молодой офицер прошел от Белоруссии до Польши. В письмах он был уверен в победе, вспоминал школьные стихи, все чаще – дом, мечтал о встрече с родными, друзьями и с ней, своей одноклассницей. На фронте в августе 1944 г. комсомолец Юрий Бычков стал кандидатом в члены ВКП(б). Он был представлен к званию Героя Советского Союза…
На сегодняшний момент мы знаем, что, помимо ордена Красной Звезды, у Юрия было еще две награды. 14 января 1945 г. Юрий Яковлевич Бычков был удостоен ордена Отечественной войны II степени. Менее чем через месяц, 1 февраля 1945 г., Юрий Яковлевич Бычков был представлен к званию Героя Советского Союза.
А 20 февраля 1945 г. командующий войсками 65-й армии генерал-полковник Батов на Наградном листе написал: достоин правительственной награды – ордена Красного Знамени.
Но Юрия Бычкова уже не было в живых… Он был убит день назад. В донесении о безвозвратных потерях указано, что лейтенант Юрий Бычков похоронен в Польше в центре г. Швец. С помощью польских краеведов нам удалось узнать, что захоронен Юрий на дивизионном кладбище г. Швец. Но покоится наш офицер там как безымянный. Точно так же, как 75 процентов похороненных в Польше советских воинов, погибших в 1944–1945 гг. Эту информацию нам прислал Войцех из г. Гданьска и предложил: «Если желаете, чтобы Юрия занесли в официальный список кладбища, направляйте запрос в Польский Красный Крест».
На фронте Юрий получил несколько боевых наград, вот только в письмах на Бор скромно и вскользь рассказал об одной. Я горжусь Юрием. Он был храбрым и отважным офицером. Война оборвала жизнь Юрия Бычкова. Ему было всего 20 лет. В своем письме он называет Польшу великой. Жаль, что современное поколение поляков забывает, сколько советских молодых людей отдали свои жизни за свободу и независимость их Родины, и оскверняет память наших соотечественников.
Жизнь без друга
Что же стало с Капитолиной Алешиной? Солдаты, подарившие ценой своей жизни народу Победу, подарили всем право на мирную жизнь. Молодость взяла свое. После войны Капитолина поступила в педагогическое училище в г. Городце. Там она познакомилась с Валентиной Васильевной Абрамовой (именно она рассказала нам о романтических отношениях между Юрием и Капитолиной). Девушки жили в одной комнате в общежитии. С ней Капа делилась и воспоминаниями об Юрии.
После окончания педучилища Капитолина вышла замуж и сменила свою фамилию на Страхову. Умерла она 14 ноября 1989 г. после тяжелой болезни.
Капитолина Анатольевна прожила сложную и непростую жизнь. Любимая работа сопровождалась проблемами со здоровьем. Тяжелая форма полиартрита приковала ее к постели. Война достала ее – сказались перегрузки военного времени, переохлаждение организма. Она умерла в 65 лет.
Семье она ничего не рассказывала об Юрии, фрагменты переписки и его письмо с фронта принесла в школьный музей в 1975 г. к 30-летию Победы, когда в школе открывали памятник и собирали материалы о выпускниках – участниках войны. Все остальные письма она, вероятно, уничтожила. И только со своей подругой, с которой жила в одном доме, делилась воспоминаниями о военной юности. Когда анализируешь судьбы людей, понимаешь, какой трагедией была война и для живых, и для погибших.
* * *
О многом рассказали нам фронтовые письма: о войне, о человеке на войне, о его боевом пути, о человеческих отношениях, о дружбе. Возможно, романтические отношения Юрия Бычкова и Капитолины Алешиной, начавшиеся до войны и продолжавшиеся в письмах, с окончанием войны выросли бы во что-то большее. Но в их жизни совпали такие несовместимые друг с другом события – молодость, мечты и война.
Екатерина Андреева,
учащаяся 10-го класса средней школы № 4
Людмила Добролюбова,
руководитель школьного музея

Лента новостей