ИСТОРИЯ

Светописцы ушедшей эпохи…

История жизни еще одного известного нижегородского фотографаМаксима Петровича Дмитриеваочень схожа с судьбой его учителяАндрея Осиповича Карелина. Во всяком случае, начало жизненного и творческого пути уж точно.

Увлекла мальчишку ярмарка
Так же как и Карелин, Максим Дмитриев был внебрачным сыном крепостной крестьянки из той же Тамбовской губернии. В двухлетнем возрасте он был отправлен в Рязанскую губернию на воспитание бездетному крестьянину Елисею Куприянову, державшему небольшое дельце. Там мальчик получил начальное образование в церковно-приходской школе, а в 14 лет Куприянов отвез его в Москву для работы в посудной лавке. Однако, по стечению обстоятельств и по счастливой случайности одновременно, юноша оказался в учениках у известного московского фотографа М.П. Настюкова, у которого в свое время, но только в Костроме, работал А. Карелин. Начав с чистки и мытья стекол для изготовления фотопластинок, подросток очень быстро перешел к наклейке отпечатков и ретушированию фотографий, а в выходные занимался на художественных курсах от Строгановского училища.
В 1874 г. юный Максим Дмитриев первый раз побывал в Нижнем НовгородеНастюков отправился работать на ярмарку и взял помощника с собой. Шумное всероссийское торжище поразило впечатлительного юношу. В свободное время он, с переносной камерой на плече, гулял по городу, делая первые самостоятельные снимки. И в первый же свой приезд в Нижний Дмитриев встретил Карелина! Для юноши встреча оказалась судьбоносной.
В 1877 г. Дмитриев переехал из Москвы в Нижний Новгород, и, как оказалось, навсегда. В новом городе он устроился в ателье Д. Лейбовскоготоже, кстати, ученика А. Карелинана должность ретушера. А через два года уже сам Дмитриев стал учеником и помощником Карелина. Работа под началом признанного мэтра не только дала неоценимые знания и опыт, но и поправила материальное положение начинающего фотографа, позволив накопить денег для открытия собственного дела.
Начало профессии
В 1881 г. совместно с Л. Галиным Дмитриев открыл фотоателье на Большой Покровской. Однако вскоре между компаньонами начались разногласия, заставившие Дмитриева выйти из дела. После этого некоторое время он работал в новом ателье своего учителя А. Карелина на Малой Покровке, потом решил «попытать счастья» в фотомастерских Москвы и Орла. Но, видимо, желание самостоятельности подтолкнуло молодого фотографа к мысли открыть собственную фотостудию. Он возвращается в Нижний, и 7 февраля 1886 г. в доме купчихи Авдотьи Пальцевой на бывшей Осыпной улице, где до него держал фотоателье А.О. Карелин, открывает свою фотомастерскую (сейчас в этом здании находится Русский музей фотографии).
Несмотря на довольно большую конкуренцию между нижегородскими фотографами (предприятие Дмитриева стало шестым), новая мастерская сразу оказалась востребованной и популярной среди горожан. А спустя три года к Дмитриеву пришла всероссийская известность. В 1889 г. на фотовыставке в Москве по случаю 50-летнего юбилея светописи, М.П. Дмитриев представил на суд публики 53 большеформатные и разножанровые фотографии (портреты, пейзажи, бытовые зарисовки), имевшие оглушительный успех у специалистов и публики.
После столь блестящего дебюта Дмитриев принял участие в фотовыставке, которую организовало в Петербурге Русское техническое общество (РТО). Экспозиции «Волжская коллекция» даже был посвящен специальный доклад на заседании фотографического отдела РТО.
В следующем году фотограф стал обладателем высших наград на выставках в Одессе и Казани. Не замедлил себя ждать и международный успех: в 1892 г. М.П. Дмитриеву присуждается золотая медаль Парижской международной фотографической выставки и Почетный диплом выставки в Амстердаме.
Не открыточная Россия
М.П. Дмитриев по праву считается одним из основоположников публицистической фотографии в России. Даже первые его работыэто, по сути, документальные съемки выраженной социальной направленности. Сцены, показывающие повседневную жизнь простого народа, пожалуй, наиболее характерны для Дмитриева. Достаточно вспомнить знаменитые фотографии обитателей ночлежки Бугрова и больных тифом в Княгининском уезде, нижегородских босяков и голодающих 1891–1892 годовИменно неприукрашенная реальность на фотографиях Дмитриева вызывала осуждение и неприязнь официальных обозревателей. А за фотографию «Арестанты на строительных работах» Максим Петрович удостоился весьма нелестных отзывов. И все же, несмотря на нападки, фотограф не изменял себеон продолжал сохранять в своих работах социальный подтекст.
На перекладных, с увесистым багажом фотооборудования, мастер ездил по особенно пострадавшим от засухи уголкам Нижегородской губернии; с риском для собственного здоровья входил в крестьянские избы, где целые семьи были больны тифомНа его снимкахпочти развалившиеся дома деревенской бедноты и их обитатели (фоторабота «Изба крестьянина Савойкина, умершего от голода в г. Лукоянове»); представители местной интеллигенции, по мере сил помогавшие несчастным, как, например, доктор Решетилов, которого Дмитриев запечатлел во время осмотра больного сыпным тифом крестьянина Кузьмы Кашина из села Накрусово.
Колоссальный проект Дмитриевафотоальбом «Волжская коллекция», в котором представлено все Поволжьеот Рыбинска до Астрахани. За этим проектомцелых десять лет напряженной работы. Огромная коллекция фотоснимков включает в себя исторические достопримечательности, виды поселений, пейзажи рек и заволжских лесов, портреты жителей поволжского региона всех национальностей. Десять лет жизни, проведенных в дороге, вдали от дома, потребовавших огромного труда и личных средствИ все это ради того, чтобы оставить будущим поколениям память о том, как жила Россия на стыке двух вековНи одна страна мира тогда не могла похвастаться столь впечатляющим фоторепортажем!
Подготовила Марина Кудрявцева
Продолжение следует

Лента новостей