ИСТОРИЯ

Незнакомые знакомцы

Можно ли представить город без памятников? Только улицы, дома, деревьяСложновато, но, конечно, можно. Правда, согласитесь, пропадет-потеряется что-то этакоенеуловимо необъяснимоеМы привыкли к этим традиционным атрибутам городской жизни: фотографируемся на их фоне, назначаем возле них встречи-свидания, приносим цветы к их подножию, а то и просто улыбаемся, восторгаемся, удивляемся, глядя на них.

Почти за каждым памятником или скульптурной композицией стоит человек или история, о которых мы очень часто ничего не знаем. Вот и нижегородские памятники хранят свои тайны и истории, а мы даже не подозреваем, сколько в них скрывается интересного и полезного для нашего кругозора. Прогуляемся по городу и познакомимся заново с его, казалось бы, давно знакомыми достопримечательностями.
Катер «Герой» (Нижне-Волжская набережная)
Здесь часто встречаются влюбленные и деловые партнеры, сюда после регистрации брака приезжают молодожены и съезжаются байкеры, чтобы потом двинуться общей колонной по улицам города и заявить о завершении очередного сезонаЭтот памятник любим нижегородцами и уважаем ими. И есть за что.
Катер, на борту которого красуется звучное имя «Герой», действительно, геройский. Это не муляж, не искусно сделанная копия, а самый настоящий военный катербоевая флотская единица.
По данным нижегородского музея речного флота, построен он был в 1899 г. в Швеции и принадлежал «Товариществу нефтяного пароходства братьев Нобель» (Санкт-Петербург). До революции катер носил название «Финн» и выполнял сугубо мирные, гражданские обязанности, скорее всего, по буксировке нефтяных караванов. Во всяком случае, на одном из снимков того времени, датированном началом 1900-х годов, присутствует подпись той же самой поры (с учетом правил русской дореформенной орфографии 1918 г.), подтверждающая, что судно работало в караване.
После Октябрьской революции катер отошел Волжскому Госречпароходству и вскоре поменял свой гражданский статус на военный, войдя в состав Волжской военной флотилии. В годы Гражданской войны уже «Герой», имея на своем борту 37-миллиметровую пушку и два пулемета «Максим», выполнял задачи разведывательно-посыльного судна. Ходил наш катер по рекам Волга, Белая, Кама, Каспийскому морю, принимал участие в боевых действиях против белогвардейских войск под Царицыном. После окончания Гражданской войны был вновь переоборудован для буксировки нефтяных караванов и несения диспетчерской службы.
А потом была Великая Отечественная, и катер опять стал боевым. И снова в составе Волжской военной флотилии он защищал Родинупринимал участие в Сталинградской битве. Одетый в броню и вооруженный зенитными орудиями, «Герой» доставлял боеприпасы и продовольствие, перевозил раненых и мирных жителей. Как живой человек и настоящий защитник Сталинграда, имел ранения.
С 1967 г. катер ходил в ежегодную навигацию по Волге в качестве плавучего музея боевой славы военного флота. А 4 мая 1985 г. по случаю 40-летнего юбилея Победы судно заняло свое почетное место на постаменте на Нижне-Волжской набережной. Говоря языком речников, встало на вечную стоянку. Только вдумайтесьпочти 90 лет проработал катер на Волге! Вот такой почетный долгожитель украшает сегодня одну из набережных Нижнего Новгорода.
«Городовой» (ул.Большая Покровская)
Кто не видел в самом начале Большой Покровской улицы солидной бронзовой фигуры городового?! Из всех фигур-скульптур, расположившихся на главной пешеходной улице Нижнего Новгорода и представляющих персонажей прошлого, эта, без сомнения, самая колоритная. Но самое интересное состоит в том, что, по одной из версий, у бронзового городового был реальный прототип. Во всяком случае, если сравнить фотографию М.П. Дмитриева, на которой запечатлен такой же колоритный полицейский из XIX века, и современную скульптуру, сходство, как говорится, налицо.
Речь идет об околоточном надзирателе второй Кремлевской части Нижнего Новгорода Михаиле Епифановиче Василькове, несшем службу по охране общественного порядка на данном участке в период с 1885 по 1892 г. В 1893 г. полицейский выполнял обязанности околоточного надзирателя Рождественской части города.
Чем занимался околоточный надзиратель? По сути, тем же, что и нынешний участковый уполномоченный полиции. Он должен был знать каждого проживающего на вверенной ему территории, обладать сведениями обо всех управляющих домами, дворниках, швейцарах, содержателях гостиниц, постоялых домов, «стараться, чтобы по возможности никто и ничто в районе, ему вверенном, не ускользало от его внимания».
Он также «обязан был присутствовать при всяком собрании народа на улицах и площадях, наблюдать за порядком во время многолюдных мероприятий и прекращать уличные беспорядки, шум, драку и разгул». Вот и стоит наш бронзовый городовой, заложив руки за спину и внимательно наблюдая за нами нынешними.
А вот, кстати, очень любопытное дополнение к служебным обязанностям околоточного надзирателянаблюдение за тем, «чтобы питейные заведения и другие публичные места открывались в установленное время и чтобы извозчики и торгующие с ларей, лотков и лавок не причиняли беспокойство покупателям назойливыми обращениями с предложением своих услуг».
Интересно, что в околоточные брали мужчин средних лет и старше, чтобы за плечами у служивых был определенный жизненный опыт. На фотографии, послужившей прообразом городской скульптуры, мы как раз и видим взрослого, состоявшегося человека, а бороды, усы и бакенбарды, которые обычно носили надзиратели, как выясняется, были положены им для солидности. А что же наш геройМихаил Епифанович Васильков? В 1893–1894 гг. он переехал из Нижнего Новгорода в Крымв город Феодосию.
На сайте Феодосии сегодня о нем размещена такая информация: «У Михаила Епифановича в территориальном подчинении была почти половина Феодосии. Порядок он поддерживал на высоком уровне. В то время один околоточный надзиратель выполнял обязанности (по поддержанию общественного правопорядка), которые сегодня выполняют почти два десятка современных участковых».
Подготовила Марина Кудрявцева
Продолжение следует...

Лента новостей