ИСТОРИЯ

Непарадная сторона города (Продолжение)

Каков полицмейстертаков и порядок. Во главе всей городской полицейской службы стоял полицмейстер. Нижний на своем веку повидал разныхот откровенных самодуров и взяточников до честных и преданных делу. Нижегородцы даже сложили поговорку о полицейских начальниках, которые не брезговали брать чужое: «Один брал одной рукой, другойдвумя, третийлапой загребалМы же сегодня вспомним того, при ком порядок в городе был поднят на высочайший уровень, а его авторитетнезыблем.

В январе 1894 г. главным полицейским Нижнего Новгорода был назначен М. К. Сементовский-Курилло, прибывший из Петербурга и сменивший на этом посту Н. Г. Каргера. Забегая вперед, скажем, что пробыл на этой должности новый начальник чуть меньше годадо декабря 1894-го. Поговаривали, что причиной досрочного сложения полномочий стал его конфликт с тогдашним губернатором Н. М. Барановым. Правда это или существовали иные причиныдоподлинно неизвестно. Тем не менее 36-летний полицмейстер за дело взялся рьяно, и за неполный год его работы сделано было многое.
А началась служба Сементовского-Курилло на новом месте с того, что уже в январе, только-только вступив в должность, он вместе с помощником Косткиным раскрыл крупную растрату (27 тыс. рублей) на нижегородской товарной станции и задержал злоумышленникакассира Косарева.
В газетах «Нижегородский листок» и «Волгарь» практически ежедневно публиковались распоряжения нового руководителя полицейского ведомства, касавшиеся буквально всех сторон жизни нижегородцев. Вот только несколько примеров. Вводился запрет на игру на бильярде на деньги в гостиницах и трактирах, за исключением 15-ти первоклассных заведений, где игра являлась «исключительно удовольствием для играющих» (причиной запрета стали многочисленные случаи разорения мелких служащих); запрещалась продажа спиртных напитков в долг или под залог вещей; работодателям рекомендовалось соблюдать закон в отношении труда детей до 15 лет, которые «не могут работать свыше 8 часов в сутки, не более 4 часов кряду и ни под каким предлогом не могут работать ночью, в праздничные или высокоторжественные дни»; воспитанникам учебных заведений запрещалось посещать гостиницы и трактиры, где играли на бильярде. За нарушение хозяевам заведений грозила ответственность
Обращал внимание полицмейстер на внешний вид города. В частности, он издал распоряжение, требующее все наружные вывески рекламного характера на заведениях привести в единый вид и убрать с фасадов ненужные украшения, был издан приказ, касающийся даже вывоза нечистот с городских улиц с четким определением времени для этого.
Не ускользала от зоркого глаза начальника полиции организация уличной торговли. И вот какое любопытное заключение сделал полицмейстер: «Во время базара мясные продукты раскладываются прямо на землю, что ввиду наступления теплых дней и пыли не должно быть дозволяемо. Рыба продается из плетеных корзин. Многие торговцы не имеют фартука и одеты крайне неряшливо. Лошади ставятся близко к продуктам, и на них попадает помет».
Следил Митрофан Константинович и за моральным обликом жителей вверенного ему города. В частности, владельцам пивных лавок было запрещено держать женскую прислугу «во избежание тайного разврата», а все публичные дома на Самокатской площади должны были закрываться «одновременно с трактирами, и чтобы с 2 ч. ночи площадь была очищена от праздного и пьяного люда».
Любопытны распоряжения полицмейстера относительно тех сторон жизни нижегородцев, которые невольно перекликаются с современными реалиями. Ну, например, была издана особая группа приказов, согласно которым хозяевам «бродячего без присмотра по улицам домашнего скота» – лошадей, коров, козгрозила ответственность за ненадлежащее содержание животных. Или езда на велосипедах. До 1894 г. использовать данный вид транспорта нижегородцам можно было только за городом во избежание разного рода ЧП. Общество велосипедистов подало в городскую управу ходатайство с просьбой разрешить ездить по городу. Управа, в свою очередь, запросила заключение полицмейстера, который «дал добро», уведомив при этом, что «лица, желающие воспользоваться правом совершать по городу прогулки на велосипедах, обязаны будут подвергнуться предварительному испытанию в езде комиссией, которая учреждена будет мною при городском полицейском управлении, причем неопытные велосипедисты на таковую езду разрешения не получат…». Вот так-то!
Очень требовательным начальником был Сементовский-Курилло для подчиненных. Понимая, что полицейский, находящийся на посту, представляет собой городскую власть, считал, что и внешний вид его, и поведение должны быть безупречными. Вот о чем говорил он в одном из приказов по своему ведомству: «…Околоточные надзиратели прохаживаются по улицам небрежно одетыми, без оружия, с пальто внакидку и курящие, позволяя себе даже на дежурстве и в нарядах. Постовые берут у торговцев сладости, орехи и грызут их на посту. Вынужден вновь предложить приставам строго внушить своим подчиненным, что при повторном подобном случае они будут подвергаться строгому взысканию...»
Полицмейстер лично участвовал в рейдах по самым проблемным районам города, проводил регулярные проверки работы подчиненных, следил за уровнем их физической подготовки и умением владеть оружием. Во время его руководства были решены два важных вопроса, касающиеся усовершенствования полицейского ведомства Нижнего Новгорода. Во-первых, началось создание адресного (сейчас паспортного) стола, куда все домовладельцы обязаны были предоставлять книги регистрации прибывших и убывших, что позволяло получать полную и своевременную информацию о местных жителях и приезжих. Во-вторых, при городском полицейском управлении был учрежден сыскной стол, в котором «было сосредоточено заведование всеми городскими происшествиями». Для быстроты розыска преступников приставам, кроме личного доклада полицмейстеру, вменялось в обязанность немедленно сообщать сведения в сыскной стол, указывая время, место, обстоятельства произошедшего и то, что уже сделано для раскрытия преступления. В распоряжении сыскной полиции появилась картотека преступников. Результат не заставил себя ждать: уже в мае 1894 г. по фотокарточке из картотеки сыскного стола был опознан вор-рецидивист Дерунов и задержаны мошенники, подделавшие банковские ассигнации.
Подготовила Марина Кудрявцева
Продолжение следует...

Лента новостей

Кусачая тема

25.04.24 15:28