О ЛЮДЯХ

Листая дембельский альбом. Ефрейтор Шибаланский

Свое «мороженое царство» Владимир Николаевич Шибаланский создавал почти что с нуля. Теперь на месте старой, убыточной автомойки процветает фабрика мороженого «Колибри» – целая империя с современными цехами, холодильными складами, большим автопарком. Здесь трудятся не просто люди, пришедшие когда-то на предприятие попробовать свои силы в новом деле, а большая дружная семья. А биография деревенского паренька Шибаланского начиналась обычно, как у всех. Школа, ПТУ, техникум, женитьба, работа и, конечно, служба в армии. Да не где-нибудь, а на Острове свободытак в те годы называли Кубу

– В армию меня призвали в декабре 1967 года. Сначала отправили в Дзержинск, где был пересыльный пункт, потом в Москву. В столице я оказался в Таманской дивизии – в пехоте. Я сначала попал в третью роту гранатометчиком, а зимой состоялись учения в Алабине. Нас показывали Шарлю де Голлю. Мы демонстрировали умения взрывателей. Многих старослужащих там наградили, а нам, молодым, объявили благодарность за показ. Гранатометчиком я только числился, а фактически был связистом. В Таманской дивизии прослужил несколько месяцев.
В середине мая нас стали готовить к отправке в спецкомандировку. Принимались во внимание состояние здоровья, характеристи, выясняли, кто были родители. Мой отец был участником войны. Нас в Москве готовили, а потом отправили в г. Пушкино под Ленинградом. Нас ждала командировка на Кубу, и мы об этом узнали только в Ленинграде, когда переодевать нас стали. Я написал родителям, что отправляюсь в спецкомандировку за границу, но куда – не сказал. В то время большая группировка советских войск была в Германии…
Добирались мы до нового места службы на нескольких теплоходах две недели. Попали в семибалльный шторм. Так нас покачало, что многие не ели, не пили – людей тошнило. Мы были в хорошей каюте на верхней палубе с сослуживцем Кудрявцевым, он из Воронежа, холодильных дел мастер, а я – мастер торгового оборудования. Мы мечтали, что на Кубе пригодимся на гражданке – будем холодильники ремонтировать! Пока нас качало, ураган Флора по Кубе прошел. Весь остров потонул в воде, ливень, буря поломала деревья. На теплоходах шли в режиме секретности. Корабль облетали американские самолеты. Мы были в гражданской форме. Как только начинался облет, мужской состав спускался в трюм, а женщины, жены офицеров, шли на верхнюю палубу гулять. Корабль был туристический, назывался «Мария Ульянова».
Прибыли на Кубу. Первое построение было на поле стадиона. Разместили, покормили. Жили в сборных щитовых домиках. На следующий день нас стали распределять по подразделениям. Меня отправили в горы, где стояли наши ракеты. На службе мы ходили в гражданской одежде, только один раз надевали солдатскую форму, когда к нам приезжал министр обороны СССР Гречко.
У нас был радиоразведывательный батальон, наши ракетчики радиоволнами «прощупывали» Америку. При батальоне находилась наша охранная группа. Позже я попал в артиллеристы – минометным мастером. Один раз мы выезжали на стрельбы. Нам освободили площадку, где было пастбище для зебу – это местные горбатые коровы. Животных куда-то угнали, а мы заняли это пастбище и провели там стрельбы. Температура на Кубе под 50 градусов. Сначала было непросто. Потом привыкли…
Все было очень серьезно: территория наших подразделений огораживалась колючей проволокой, мы стояли на постах. Направляли нас также помогать местным убирать сахарный тростник. Приезжали туда и бригады кубинских девушек. Были среди них смелые девчонки, которые подходили к нам знакомиться, но за этим особист следил строго – общение с местными нам было запрещено.
Два раза нас отправляли в Гавану на разгрузку грузовых теплоходов с продуктами питания для наших военнослужащих. И дважды нас возили собирать ракушки в Карибском море. Мы брали камеры с собой, маски, сетки. А ракушек было – море! На дембель везли их как подарок. Я раздарил все родственникам, на память осталась одна – «под пепельницу». Демобилизовался я в звании ефрейтора – наводчика миномета.
Из Кубы поплыли – нам выдали зимнюю одежду. Когда от берега отчалили, все кепки скинули в море, прощаясь. Командир нашей батареи капитан Швец мне сказал: «Шиболок, ты со мной поплывешь на первой барке!» Так и получилось: мы раньше всех вернулись домой, а другие ребята еще две недели ждали. Мы приплыли в Ригу 20 декабря, перед Новым годом. Такой мороз был! Нам выдали документы и билеты домой. Когда мы там служили, нам офицеры говорили: «Кто на Кубе служил, через 25 лет вам бесплатно билет будет на Остров свободы!» Но времена изменились, и больше на Кубе я не был…
У меня до сих пор сохранились записные книжки с адресами армейских друзей. Мы писали друг другу письма. В армии я возмужал, у меня появилась ответственность за принимаемые решения, раньше-то я все с мамой, папой советовался. И такая гордость у меня была, что я в армии служил!
Лариса Толстых,
фото автора и из личных
архивов героев материала

Нас ждала командировка на Кубу, и мы об этом узнали только в Ленинграде, когда переодевать нас стали. Я написал родителям, что отправляюсь в спецкомандировку за границу, но куда – не сказал. В то время большая группировка советских войск была в Германии…
Владимир Шибаланский
Знаменитости... в солдатских сапогах
Василий Шукшин, писатель, режиссер, актер. Был призван в армию в 1949 г. В учебке получил специальность радиста. Дальнейшую службу проходил на Черноморском флоте. Служил на берегурадиотелеграфистом в части радиоразведки. Служба заняла примерно три с половиной года из его сорока пяти лет жизни. Во время службы начал писать рассказы, читал их сослуживцам.
Илья Лагутенко, певец. Вокалист группы «Мумий Тролль» с 1987 по 1989 г. проходил службу на о. Русский, на полигоне ВВС Тихоокеанского флота. О службые вспоминает с теплотой: «Я никогда не жалел о годах, проведенных на флоте... Когда друзья спрашивают меня, отдавать ли им детей в армию, я говорю: «КонечноБыли случаи, что молодые ребята плохо заканчивали просто потому, что никто их вовремя не поставил на место, как это делают в армии. Я говорю не о муштре, а о здоровой доле мужской ответственности, которая там присутствует».
Александр Серов, певец. В 1970 г. после окончания Николаевского училища культуры был призван на крейсер «Дзержинский». Через несколько месяцев службы стал командиром отделения электроторпедистов. В учебных походах вместе с экипажем «Дзержинского» А. Серов побывал в Сирии и Франции.

Лента новостей

Кусачая тема

25.04.24 15:28