О ЛЮДЯХ

Андрей Шичкин. О службе под толщей воды

19 марта в России будет отмечаться День моряка-подводника. Торжество связано с конкретным историческим событием, которое произошло в 1906 году. В этот день был издан указ за подписью Николая Второго, в котором глава империи выделил подводные лодки в отдельный класс боевых кораблей. С тех пор началось активное освоение этой сферы.

Свой профессиональный праздник будет отмечать и наш земляк Андрей Владимирович Шичкин. В прошлом – капитан третьего ранга, ныне – учитель технологии школы № 4. О своей службе на субмарине он рассказал накануне праздника.
Решение стать военным моряком пришло внезапно и бесповоротно.
– Когда я окончил седьмой класс, мы с отцом поехали в город-герой Севастополь к родственникам, – вспоминает Андрей,  – и попали на парад Военно-морского флота. Именно тогда у меня в голове что-то щелкнуло – и я решил стать военным моряком. После окончания школы в 1986 году я поступил в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище, где проучился пять лет и получил воинское звание лейтенанта. По распределению попал на Северный флот – в часть, расположенную в поселке Видяево Мурманской области. Там прослужил около девяти лет.
По специальности Андрей – инженер-механик по эксплуатации энергетических установок. Это реактор на атомной подводной лодке. Он им и управлял.
– Люк задраили – и под воду. Дальше – государственная тайна, – говорит А.В. Шичкин. – Правда, я надолго не ходил, поскольку наше судно было уже достаточно старое. Максимум уходили в море на две недели. Страшно не было. Хотя на самом деле аварии могут произойти. Подобные случаи разбирались еще в военно-морском училище. И все, кто идут под воду, об этом знают. Кроме того, мы ездили на практику, на стажировку, и уже понимали, что такое подводная лодка.
На корабле каждый выполнял свою конкретную задачу. Связисты, ракетчики, минеры и так далее – у каждого своя работа. Общую цель выхода в море знали только командир подлодки и механик. Вахта длилась четыре часа, восемь часов – перерыв. Но и в перерывах шло постоянное обучение.
– «Ядерный щит Отчизны» – мы так в шутку сами себя называли, – рассказывает Андрей Владимирович. – Действительно, лодка выходит на боевое дежурство, выполняет различные задачи, охраняет рубежи Родины. На самом деле служба на подводной лодке – это тяжелый, монотонный, ничем не примечательный, утомительный труд.
Но и на личную жизнь время все-таки оставалось. В поселке Видяево Андрей познакомился со своей будущей женой Еленой. Ее отец, Валерий Сергеевич Молодцов, также служил на подводной лодке.
В 1999 году Андрей Владимирович, будучи уже капитаном третьего ранга, уволился с военной службы. Во-первых, закончился контракт, во вторых, время было тяжелое. Военным зарплаты не платили по три месяца, и флот, можно сказать, разваливался. Хотя сейчас он о своем увольнении немного жалеет. Признается: была бы стабильность – непременно бы остался.
Пришлось привыкать к гражданской жизни. Андрей трудился и на предприятиях, и в фирмах, где-то возглавлял отделы, где-то работал на себя. А не так давно, точнее, в сентябре прошлого года, стал педагогом. Хотел попасть в школу учителем ОБЖ, но вакансии не оказалось, и он был принят учителем технологии.
– Я давно уже думал о преподавании, – признается Андрей Шичкин. – Мне нравится общаться с детьми. Кажется, что сейчас я на своем месте. Конечно, детки разные, есть и озорники, но я с ними справляюсь. Никогда не повышаю голос, всегда разговариваю и объясняю спокойно. Если, как планируется, со следующего учебного года в школах введут курсы начальной военной подготовки, я с удовольствием буду этому ребятишек обучать.
Наталья Баландина,
фото автора и из личного архива
Андрея Шичкина

Лента новостей

Снова о мусоре

25.04.24 15:29

Кусачая тема

25.04.24 15:28