О ЛЮДЯХ

Близкая далекая война… Петр Николаевич Курицин

Сегодня этих людей уже нет с нами, но боевой путь, который они прошли, навсегда останется в сердцах их потомков. Как же много газетных публикаций о героях Великой Отечественной войны! В этом я в очередной раз убедилась, листая старые подшивки районных газет. Вашему вниманию – драгоценные жемчужинки фронтовой памяти, переданные участниками войны нашим корреспондентам. В них борчане-фронтовики делятся своими воспоминаниями о той далекой войне, которая для нас, сегодняшних, стала особенно близкой, ведь и наши ребята в данный момент штурмуют населенные пункты, преодолевают минные поля, форсируют водные преграды в зоне СВО… Вот какой запомнилась война их дедам и прадедам.

Наш знаменосец
Имя Петра Николаевича Курицина в 1970–1990-е годы гремело по всей стране. Он входил в десятку лучших педагогов страны. Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне советского Заполярья, в первом на Севере морском десанте на реку Западная Лица. За проявленные отвагу и мужество был награжден многими орденами и медалями, в том числе и медалью «За боевые заслуги». После войны служил на флоте еще 5 лет. После демобилизации работал учителем физкультуры, преподавал физику и математику. После окончания аспирантуры преподавал физику в Горьковском дизелестроительном техникуме и Политехническом институте. Жители Бора помнят его как знаменосца на ежегодных праздничных шествиях, посвященных Дню Победы. Ему присвоено звание «Почетный гражданин г.о. г. Бор».
– В 1941 г. мне был положен отпуск, и 1 июня я приехал домой, в Горький. Родные радовались... И вот восьмого числа приходит телеграмма: «Немедленно явиться к месту службы!» Что я, салага-первогодок, представлял для фронта?! Однако вызвали персональной телеграммой! Приезжаю, смотрю: идет тщательная подготовка к войне!
Война не стала для моряков Северного флота неожиданностью, ее ждали и к ней готовились. А когда немецкие самолеты начали бомбежку, мы даже обрадовались! Наконец-то мы можем им «влупить»! В субботу вечером впервые над главной базой Северного флота, над городом Полярным, пролетел немецкий самолет-разведчик. Тогда я впервые стрелял…
В час ночи или в половине первого наш командующий флотом поднял всех по боевой тревоге. Я сидел у орудия, на коврике лежали снаряды. Летчики были в этот момент в самолетах. И вот сидели всю ночь, маялись, всем хотелось спать… Словом, чувство у всех было такое: сейчас набьем морду фашистам – и пойдем спать, на этом все и закончится! Но в 4 часа или полчетвертого смотрим: летит армада самолетов на базу «Полярная». Я зарядил орудие, жду. Меня охватило особое чувство – вот для чего я здесь был нужен! Вот подлетает армада, от нее отделяются три самолета. Сперва мы растерялись, ведь привыкли стрелять по одному самолету, а тут их 100! Наши летчики тоже поднялись в воздух. Команды «огонь» еще не было, а мы уже стреляли! Смотрю: вместо тех трех самолетов три огненных шара падают и горят... Представляете, первый день войны, у нас ни одного человека убитого, никаких потерь, а немца уже подбили! Мы чувствовали себя героями!
Я всю войну прошел на Северном флоте. И службу в подводном флоте считаю самым счастливым периодом моей жизни. Такой мужской дружбы, взаимовыручки, товарищества не встретишь нигде... Знаете, какой была «дедовщина»? Я, мокрый, замерзший, спускаюсь в лодку, а на меня набрасываются все разом старшие товарищи, кто растирает руками, кто спиртом  – такой дружбы я не видел нигде.
«Борская правда», 24 декабря 2010 год,
сайт «Доска Победы»,
«
Нижегородская правда» 4 мая 2010 год
Подготовила Лариса Толстых

Лента новостей