О ЛЮДЯХ

Поющее сердце

Не женское это дело – на баяне играть! Вот и раньше в каждой деревне был свой баянист или гармонист – заводила и весельчак, потому-то первым парнем на деревне его и звали. Собирал он под звуки инструмента всю округу на вечерние посиделки, и счастлива была та девчонка, на кого он обратит свое внимание. Как правило, была она знатной певуньей – задорные частушки пела да песни широкие, как речка, что рядом течет…
Вот так и спелись в свое время Егор Васильевич и Елена Ивановна – жители рязанского села Сасово, поженились и переехали жить на Бор, родили семерых детей и, наверное, даже не мечтали, что их младшая дочь Люба баянистом станет.
Детство на барже
Как же они ждали каникул! Теперь они вновь очутятся на этом величественном судне, где работает их папа, а мама ему помогает в качестве матроса. Да и они помогут родителям копеечку заработать.
Баржа была огромная! Ее люки закрывались досками, в них иногда грузили кирпич, а бывало, заполняли их крупой, горохом или зерном, и тогда этот груз высасывался большими трубами. Для нас, детей, все было интересно! Мы с удовольствием мыли эти люки, папе помогали. Ну а когда учились в школе, то дома одни оставались, родители-волгари уходили в плаванье. Мы как-то справлялись, но маму очень ждали, – вспоминает Любовь Егоровна Дубова свое детство. – Вот баржа причалит, прибежит она, посмотрит – дом не спалили, сами все живы, ну и слава Богу! И опять бежит к отцу. И все же мы все «папины дети». На собрания в школу ходил папа, когда возвращался с баржи зимой. Старался нам помогать, математикой со мной занимался. Папа ведь очень умный, начитанный был, много книг по истории прочел. А какой был работящий! Зимой ему бы отдыхать надо, а он работал в затоне плотником, возглавлял бригаду. Благодаря папиным стараниям, мы в 1964 году построили свой дом.
Вот и с гармонью Егор Мельников не расставался, вроде музыке не учился нигде, но, видно, было в нем природное музыкальное чутье. Бывало, собирались в их доме компании – Егор Васильевич играл на гармони, а Елена Ивановна пела частушки.
Помню, мне лет 8 было, отец играет – и ревет, слезы ручьем текут, исполнял он песню «Хасбулат удалой». Вот и я теперь – играю и плачу, ведь если в слова песни вдуматься, представить картину… Но это с годами приходит, – вздыхает Любовь Егоровна.
После окончания 7-го класса Люба задумалась, куда бы пойти дальше учиться, какую специальность выбрать. И сердце ей подсказало дорогу в культпросветучилище на Бору.
Музыкальный слух у меня был. Как-то классе в пятом я подружке говорю: «Света, не пой, я не могу это слушать!» Тогда я уже понимала, что она неправильно поет, – вспоминает Любовь Дубова.
И ведь не ошиблось юное сердце – нравилось ей учиться! Да и с педагогами повезло. Преподавали там асы своего дела: Анатолий Александрович Обухов, Георгий Георгиевич Фрицлер и его супруга Зоя Ильинична, Вера Сергеевна Сибирякова, Александра Васильевна Калошина. А в преподавателя баяна Виктора Александровича Круглова Люба даже была влюблена, но на последнем курсе вышла замуж за парня-строителя Юрия Дубова.
С баяном по жизни
Именно на дирижерско-хоровом отделении училища девушка научилась играть на баяне, и с тех пор он стал ее вечным спутником. Государственную практику студентка Дубова проходила в Курмыше, что в Пильнинском районе нашей области. Там, на сушильном заводе, организовала хор. В 1965 году получила долгожданный диплом, и, поскольку ее мужу-строителю, как молодому специалисту, дали квартиру в поселке стеклозавода, по направлению не поехала – осталась на Бору. Пришла работать в школу № 2.
Эта школа тогда только открылась, и впервые появилась должность организатора внеклас­сной работы. Им я и стала, – рассказывает Любовь Егоровна. – Пришла – и думаю: «Что делать? Как работать?» Меня тогда под свое крыло взяли Валентина Михайловна Котрикова и Людмила Дмитриевна Теплякова, которая была в школе пионервожатой. А когда учитель музыки Иван Ильич Полушин ушел на заслуженный отдых, я заняла его место. И я 44 года работала в школе, заочно окончила педагогический институт, училась на педагога начальных классов.
В этой школе учились и сыновья Л.Е. Дубовой, Игорь и Виктор, и мама ими очень гордится.
У нас в школе был очень хороший учитель по военному делу – Геннадий Дмитриевич Зернышков. Он и воспитал в моих детях любовь к Родине, и они оба стали военными. Старший – ракетчик, окончил Тверскую академию имени Жукова, младший – золотой медалист поступил в Ленинградскую военную Академию и с отличием ее окончил. Ему диплом вручал космонавт Титов, – с гордостью рассказывает о своих сыновьях мама. – Сейчас они оба в отставке. У меня уже семь внуков и две правнучки – как же время летит!
Казалось бы, давно уже пора отдых себе устроить, но Любовь Егоровна на пенсии не была ни одного дня! 30 сентября 2009 года покинула стены школы, а 1 октября уже очутилась в стенах Борского отделения дневного пребывания пенсионеров, но не в качестве отдыхающей, а в роли культорганизатора.
Я раньше думала: «Как в этом возрасте играть на баяне?» А берешь инструмент – и у тебя получается! Видишь, что людям нравится, они тебя слушают. Создала хор «Поющие сердца». Выступаем и здесь, и в села выезжаем. Летом многие артисты с Бора уезжают, а мы всегда под рукой, – утверждает Любовь Егоровна.
Смены отдыхающих в отделении постоянно меняются, как же удалось руководителю сохранить коллектив?
Случилось это 11 лет назад. Закончилась смена, мне мои девчонки и говорят: «Давайте продолжим репетиции в хоре?» С тех пор и поем! А репертуар у нас большой, много создано литературно-музыкальных композиций – это и «Благословенна Борская земля», и «С малых деревень Россия начинается», и «Играют баяны России». Даже есть цикл про баню. Темы эти я в своем сердце вынашиваю. Вот иду как-то вечером, смотрю, за окнами домов течет своя жизнь. Фантазирую, что за этим окном детей спать укладывают, за другим – в армию сына провожают. И вдруг мне попадается кусочек хорошего стихотворения. Думаю: «Это начало композиции будет», – делится своей творческой кухней культорганизатор. – Вдохновляюсь творчеством наших борских поэтесс – Ангелины Мудровой, Галины Суворовой, Маргариты Солодовой. Сама музыку не пишу – на наш век хватит песен хороших. Мои девчонки меня поддерживают, ведь что я без других людей?
И то правда, Любовь Егоровна Дубова всегда в окружении людей – будь то ее поющие «девчонки» или сыновья, внуки и правнуки, потому и поет ее сердце, которому вторит друг-баян, то веселым наигрышем, то грустной мелодией, ну как той, что играл ее отец про удалого Хасбулата…
Два года назад ушел из жизни мой супруг, Юрий Петрович. Он был прорабом, начальником участка. Сколько он построил всего на Бору! Это и детская поликлиника, и училище в Толоконцеве, и Киселихинский госпиталь… Сердце у него тоже поющее было! – улыбнулась Любовь Егоровна. – Он стихи сочинял, даже книжечку издал. Есть там одно стихотворение про нас, уже немолодых людей, там такие строчки:
Не буду петь я грустных песен,
Природу нам не обмануть,
Ведь человека век известен
И вспять года не повернуть.
А надо ждать весны цветенье
И каждый день, как милую, любить.
В душе проснется вдохновенье,
А сердце скажет: «Надо жить!»
А ведь весна уже на пороге, а значит, «Поющим сердцам» надо отправляться в путь с очередным концертом к 8 Марта. Ее девчонки уже готовы к генеральной репетиции – пора браться за баян!
Лариса Толстых, фото автора

Лента новостей

Кусачая тема

25.04.24 15:28