О ЛЮДЯХ

За чем горожане едут в Елевую?

Сегодня мы представляем вам первую публикацию проекта «Городские деревенские». В российском обществе давно уже сформировался тренд на рурализацию или дезурбанизацию (когда происходит отток населения из города в деревню). Конечно, пока это – не в глобальных масштабах. Так, по данным Росстата, всего 26% населения сегодня числятся сельскими жителями. Но, как говорится, тенденция налицо.

Раньше таких людей часто называли дауншифтерами (те, кто осознанно уезжает из мегаполиса в поисках себя и смысла жизни, живет натуральным хозяйством в экопоселении). Теперь же географическая мобильность и удаленный режим работы позволяют людям, живя в деревне, не чувствавать себя изолированными и при этом наслаждаться замедленным темпом жизни, тишиной, природой, больше времени уделять семье и близким. Мы постараемся разобраться: что заставляет борчан уезжать из города в деревенскую глушь и отказываться от некоторых благ цивилизации? Что дает им сельский уклад жизни? С какими проблемами они сталкиваются в повседневной жизни? Сегодня наш путь лежит в деревню Елевую…
За новым счастьем – в родные края… история первая
С супругами Каразановыми я познакомилась семь лет назад. Незадолго до этого они приехали на Бор из уральского городка под названием Лесной и поселились в деревне Елевой. И, как оказалось, на борской земле они не чужаки: здесь прошло их детство, здесь они полюбили друг друга, создали семью, а потом…
Ох и помотала их судьба – жили и в малых городах, и в столице. Казахстан, Москва, Урал... А душа-то все на малую родину тянулась.
Из центра Бора до деревни Елевой ехать минут десять. Вот и желтый дом за высоким коричневым забором – здесь и поселились Каразановы.
Звоню. Ворота открываются, и я делаю шаг в садовую идиллию, где нашлось место и белым шапкам гортензий, и ветвистой ели, и даже южной виноградной лозе. Тут и теплицы, и грядки с викторией, и кусты смородины. А на веранде меня уже ждали хозяева – обаятельная Наталья Александровна, ее супруг Александр Александрович, подполковник в отставке, и их двенадцатилетний внук Ваня.
Хочу вам напомнить историю Каразановых. Наташа (в девичестве Ехменина) и Саша Каразанов – одногодки, учились в параллельных классах. Правда, Саша сначала учился в школе № 3, рядом с которой на ул. Ванеева стоял (и до сих пор стоит) его родительский дом. А в 9-м классе он перешел в школу № 4, где и училась Наташа. Они сразу стали дружить. Когда нужно было выбрать королеву осеннего бала, Саша подговорил ребят проголосовать за его «самую прекрасную» Наташу, которая на балу спела популярную в то время песню о кораблике «из газеты вчерашней».
После окончания школы Наталья решила стать педагогом, поступила заочно в институт. Работала пионервожатой в родной 4-й школе, затем учителем в с. Спасском, а после вышла замуж за Сашу. Институт пришлось бросить. Александр, окончив Серпуховское высшее военное командное училище, увез жену в Казахстан. Жили они четыре года в городке Солнечном. Там у них и сын Олег родился.
Какой солдат не мечтает стать генералом?! И старший лейтенант Каразанов поступил в Московскую военную академию имени Дзержинского. Первый год семья скиталась по квартирам, а потом им дали комнату. В Москве жизнь кипела! В столице Наталья поступила в техникум, выучилась на экономиста-статистика. А через четыре года жизни в Москве ее мужа ждало распределение. Из двух вариантов Каразановы выбрали город Лесной Свердловской области. Им сразу дали трехкомнатную квартиру. Александр работал на оборонном предприятии, был представителем заказчика, а Наталья – контролером ОТК. В 60 лет супруг вышел на пенсию. Квартира, дача, сын женился, внук родился, рядом надежные друзья – жить бы и радоваться! Но Каразановы вновь начали свою жизнь с чистого листа.
– Что же вам на месте не сиделось? – спрашиваю хозяев.
– У меня было счастливое детство на Бору. Жили мы в деревянном доме с печкой на улице Ванеева, держали кур. В семье еще были младшие брат и сестра, я за ними присматривал. Всей улицей бегали на Везломку купаться, в лугах играли, родителям помогали. А после сделали ремонт, печку сломали, газ провели. Дом достался сестре по наследству. Пока были живы родители, туда приезжал каждый год, – вздыхая, с ностальгией вспоминает Александр Александрович. – Тоска по малой родине нас и привела на Бор. Я мечтал о собственном доме, и вот мечта сбылась.
К слову сказать, проект придумывал сам Александр Александрович.
Каразановы делились со мной приятными воспоминаниями и совсем упустили из вида, что их юный внук заскучал. Пришло время и Ване вступить в разговор. Оказалось, он в очередной раз приехал в деревню к бабушке с дедушкой с целью им помочь – что-то подкрасить, перетащить, в огороде управиться.
– Хотел бы в деревне жить, построить в будущем здесь дом? – спрашиваю Ваню.
– Все может быть, – щурясь, отвечает мой юный собеседник.
Сегодня его мама с папой живут в Лесном, но к родителям приезжают часто. Вот и на следующий год устроят здесь большой праздник. В будущем году каждому из супругов Каразановых исполнится 70 лет, а еще сыграют золотую свадьбу! Думаю, их талантливый сын Олег, инженер-конструктор, сочинит и исполнит для юбиляров песню, а быть может, даже вместе с мамой, которая сегодня поет в борском коллективе «Оптимист».
В доме Каразановых под одной высокой крышей – гараж, баня, кухня-гостиная, спальни, туалет, ванная и еще одна веранда, где цветут цветы. Собирались они строить дом одноэтажный, а получился двухэтажный – слишком высоко застройщик установил крышу. Но Каразановы этому только рады, ведь к ним часто гости приезжают, без гостевого этажа не обойтись!
Дом посмотрели, и Александр Александрович устроил мне экскурсию по саду.
– Я мечтал завести сад и за ним ухаживать,– объясняет хозяин. – Еще дом не достроил, а уже посадил яблоню, кусты смородины. Земля здесь была песчаная, пришлось закупать три КамАЗа чернозема, и почва стала плодородная. Смородина красная, черная и белая. Посадил каштан, черноплодную рябину, барбарис, боярышник, две груши – раннюю и позднюю, виноград.
А еще в саду у Каразановых две теплицы – одна под огурцами с перцами, другая под томатами. Некоторые семена овощей они еще с Урала привезли. Один помидор на 1 кг 270 г вытянул!
Каразановы, вчерашние городские жители, почти девять лет в Елевой, а словно всю жизнь здесь обитали. Эта деревня стала для них родной, а деревенские жители – большой дружной семьей.
За мужем в деревню. История вторая
От Каразановых по тропинке между грядок и кустиков пробралась я на соседний участок, где живет соседка Каразановых – Ирина Александровна Кочетова.
Сорок с лишним лет назад Ирина Александровна приехала в этот дом в Елевой за мужем, но продолжала работать в магазине на Бору. Жили не тужили, огородом да хозяйством занимались. Свекровь умерла, а через три года умер и муж.
– Я даже двери от горя не закрывала – все деревенские приходили, мне сочувствовали. В Елевой всегда все друг другу помогают. Как-то здесь пожар был, у соседей дом сгорел – всем миром помогали, деньги собирали. Помощь – во всем: у кого что выросло, тот и делится с теми, у кого с урожаем не вышло. У нас даже есть «деревенский Вайбер» – по нему общаемся, – рассказывает о деревенском житье-бытье Ирина Александровна. – Одной, конечно, тяжело приходится со своим хозяйством управляться, но мне дети помогают. Так что из деревни уезжать не собираюсь.
Держит Ирина Александровна курочек-пеструшек, которых мне удалось рассмотреть только через заборчик в загоне: ​не ровен час – разбегутся по деревне, ведь калитки здесь никто не закрывает! В ее красивом саду я вдоволь насладилась красотой цветущих петуний и плетистых роз, которые с любовью выращивает хозяйка участка.
– У нас в деревне тишина, жизнь неспешная, размеренная, птицы поют. А разве в городе ты где-то кукушку услышишь? Закукует она, а ты думаешь: «Ну где ты прячешься?» Раньше вороны прилетали, а теперь чайки стали летать, видно, привлекают их наши мусорные баки, – заметила собеседница, прервав мое созерцание деревенской красоты.
Мы с Ириной Александровной незаметно перешли к обсуждению прозы жизни.
– С мусором плохо – не знаю, куда жаловаться, – сетует Ирина. – Раньше «мусорка» стояла у дороги, а сейчас прямо на въезде в деревню. Из-за этого баки переполненные – мусор свозят полными газелями. А ты несешь свой мешочек мусора и не знаешь, куда его пристроить в контейнер. А раньше у каждого дома мусорные пакеты выставляли, приезжала машина и мусор забирала. И деревня была чистая. Еще одна мусорная тема – сейчас запретили мусор жечь. Так мешки с травой выбрасывают, не догадываются дачники завести у себя на участке компостную яму! Деревья рубят и тоже к мусорным контейнерам тащат!
– Мы деревья не пилим, ждем до осени, когда ветки можно будет сжечь, не опасаясь пожара, – поддержала подругу Наталья Каразанова.  – У нас есть для травы компостная яма, как и для пищевых отходов. ​​В этом вопросе должна быть культура обращения!
Переезжают в деревню молодые семьи, нравится им здесь. Но, наверное, не всякий новый житель знает о правилах общежития. Для этого и нужны деревенские сходы, на которых обсуждаются насущные вопросы.
Елевая становится все краше и комфортнее: появился централизованный водопровод, покрыли дорогу щебенкой, строится новый магазин, прокладывается тротуар. Да и от города совсем недалеко. Поэтому и молодежи в этой деревне много – здесь они покупают землю и строят дома.
До бора – всего 15 минут на машине. История третья
Вот и вчерашний горожанин Андрей Соколов переехал сюда в октябре прошлого года и ничуть об этом не жалеет:
– Мои родители борские. Я с ними жил на улице Махалова. Потом в Малом Пикине жил, в Октябрьском, в Редькине – и все в квартирах. Здесь с женой купили дом-новострой по ипотеке. Елевая очень близко от центра Бора находится. Конечно, тут проблема с автобусами, без личного транспорта плохо, но у меня свой автомобиль. Я на стекольном заводе работаю – быстро до работы добираюсь!
Народ здесь очень дружный. Мне понадобился инструмент, подошел к соседу (тогда его не знал) – он дал! Приехал ко мне знакомый (здесь у него мать живет), попросил у меня песка – пожалуйста! Все мы – как одна большая дружная семья!
Спрашиваете, как нам здесь живется?.. Воду провели, да и со светом в Елевой проблем нет. Хотелось бы, чтобы на дороге асфальт положили. Ехать на велосипеде по крупной щебенке, мамочкам коляску везти – неудобно! – тут Андрей переключается на проблемы деревенского житья-бытья. – И с центральной канализацией проблемы: весной и осенью, когда поднимаются грунтовые воды, приходится воду часто откачивать...
Устами старосты
В Елевой, что протянулась на два километра, две старосты, и обе Марины. С одной из них, Мариной Николаевной Андреевой, мне удалось пообщаться. Не давали мне покоя вопросы: почему деревня имеет такое название, сколько ей лет от роду и какова ее история? Обращалась я с этими вопросами к жителям, но никто мне толком ничего не мог сказать.
Марина Андреева – коренная жительница Елевой. Говорит, что раньше на этом месте были торфяные болота, которые местные называли теплушками, сейчас они высохли.
– Папа мой работал водителем, а деревенские везде трудились – и на Стекольном заводе, и на заводе «Теплоход». Тогда не было ни воды, ни дорог, на работу добирались пешком. В 1960-е годы здесь стояло 79 домов, сегодня – 110 домов, и деревня продолжает строиться. Для многодетных семей специально выделили земельный участок на 3–4 улицы, они сами строят там дома. Провели центральный водопровод, дорогу покрыли щебенкой, благодаря городским властям тротуар строят. Продали участок под застройку нового магазина. У нас есть торговая лавка. Еще у нас проблема с транспортом – автобус № 9 ходит редко, а по выходным и вовсе только с 9 утра до 12. К нам приезжают молодые семьи с детьми, а детской площадки в деревне нет. Вся земля вокруг выкуплена застройщиками, частниками, а свободной нет, – говорит староста. – К слову, лично я против асфальтированной дороги, автомобили по ней носиться будут – до беды недалеко.
Послевкусие
Как видим, тренд на деревенскую жизнь набирает обороты. Елевую трудно назвать глубинкой поэтому сюда и устремляется молодежь, уже не готовая мириться с отсутствием благ цивилизации. Вода, газ, электричество – все есть. С продуктами особых проблем тоже нет. А скоро здесь построят новый сетевой магазин. Редко ходит пассажирский транспорт, но у тех, кто сюда сегодня приезжает жить, есть свои машины. Не всем вновь приехавшим нравится дорога из щебенки, но и асфальтовую коренные жители деревни иметь не хотят – безопасность и уютный мир деревенской жизни в приоритете. Ну а как решить мусорную проблему, подскажет деревенский сход – научите молодежь, только постигающую садовые премудрости, делать компостные ямы. Если нужен вам возле мусорных баков специальный контейнер для крупногабаритных отходов, похлопочите и установите. А быть может, в дальнейшем кто-то из молодых все эти щепки, стружки и ветки превратит в топливные брикеты, организовав собственное производство?
Ведь современная деревня, несмотря на свою пасторальную прелесть, должна не только умиротворять жителей, ей необходимо развиваться. Тогда такое понятие, как умирающая деревня, навсегда уйдет в прошлое. И сколько лет спрятавшаяся в листве кукушка накукует деревне Елевой, зависит от ее жителей.
* * *
В деревне Елевой 110 домов, проведен водопровод, строится магазин, есть торговая лавка. До города на машине –
10-15 минут
* * *
В деревне Елевой сегодня проживает 12 семей коренных жителей. Самые распространенные деревенские фамилии – Тарбеевы, Козины, Кочины
Лариса Толстых, фото автора

Лента новостей