О ЛЮДЯХ

Сапожник – профессия тонкая

Живет на Бору удивительный человек, полвека он отдал одной из самых старых и уважаемых профессий, и до сих пор в его домашней мастерской стоит старинная машинка фирмы «Зингер», на которой он когда-то ремонтировал ботинки, сапожки да валенки. Да вот же они – те самые старенькие валенки, подшитые аккуратным швом. Можно в них ходить морозной зимой и в мир, и в добрые люди.

Сапожника Валерия Павловича всякий знал на Бору, ведь ремонтировал он обувку качественно, аккуратно, дорожил каждым клиентом. А хороший сапожник – всегда в цене! Веками люди обувь чинили, еще во времена палеолита обувщиком был каждый, ведь каждый сам себе шил обувь из шкур домашних животных да из подручных средств. А теперь этой профессии учат в училищах или у опытных мастеров обучаются навыкам сапожного дела, которое в наше время стало частным бизнесом. И, по мнению нашего героя Валерия Слоева, профессия эта будет существовать, пока человек будет ходить по земному шару…

Доля-долюшка
Родился наш герой в далеком 1934 г. в Борском районе в семье лесного обходчика на хуторе Скит. Когда Валере исполнилось два года, он потерял мать, осиротели они со старшим братом, но отец Павел Степанович вскоре привел в дом новую жену. Мачеха Галина стала для сирот вместо матери, и со временем в семье Слоевых появилось еще трое ребятишек. В 1941 г. отец вернулся с фронта раненый, после контузии, и вновь занялся своим лесным делом.
– Я начал работать с малолетства. Мы держали скотину, которую надо было кормить. Отец расчищал болото, и я туда ездил – сено косить. С тех пор и сено кошу, и дрова пилю, дрова никогда в жизни не покупал – сам заготавливал, – признается Валерий Павлович, – в деревне Воронино отец дом построил и уже баню начал делать. Тут беда у нас в семье приключилась. Пчел мы держали, вот родители и повезли мед в Горький на продажу. Поплыли по Волге на пароходике – финляндчике, а он и потонул…
Сегодня в глазах Валерия Слоева уже нет слез, вспоминает он об этом с грустью, но без особых эмоций. А ведь тогда для 15-летнего мальчишки смерть родителей стала настоящей трагедией, он сильно заболел на нервной почве и даже получил инвалидность. Поэтому смог окончить только лишь начальную школу… Старший брат Виктор, которому только исполнилось 19 лет, взял опеку над своими младшими сестрами и братом, стал им за мать и отца. Дождавшись совершеннолетия, Валерий покинул деревню и перебрался на Бор к сестре мачехи искать собственной доли. Хотел стать водителем, но парнишку отговорили, мол, не потянешь ты шоферского ремесла со своей инвалидностью, ищи что-нибудь попроще.
– У тетки мачехи Галины знакомая была на предприятии «Боринторг», где располагалась сапожная мастерская, она и посодействовала моему трудоустройству, – вспоминает Валерий Павлович, – но вначале меня брать не хотели, мол, профессией я не владею, молодой, да еще и из деревни!
Взял паренька к себе учеником мастер обувного дела Михаил Григорьевич Сахаров, и через полгода Валерий сам мастером стал!
– Раньше-то работа сапожника ручной была. В нашем арсенале – ножик, рашпиль, крючок, долото да клей! Работа тяжелая, не однажды я руки свои резал по неопытности, но все ведь с опытом приходит! Я брался за всякую обувь, чтобы сделать ее как следует, чтобы понравиться заказчику, чтобы у меня всегда была работа, – с улыбкой вспоминает мастер. – Особенно трудной была починка валенок – тяжело вручную войлок чинить… Раньше люди неважно жили, на хорошую новую обувь денег не хватало. Поэтому всю обувку – и дорогую, и дешевую – несли к нам, и мы ей дарили новую жизнь.
Последний обувщик?
Усидчивость, полученные навыки, а со временем и большой опыт не прошли для мастера Слоева даром – он заработал себе имя, неоднократно награждался грамотами и дипломами, не раз получал звание «Ударник пятилетки». Имеет правительственную награду «Лучший мастер бытового обслуживания»! К тому же занимался Валерий Павлович и общественной работой – был 40 лет членом профкома, курировал технику безопасности в Борском комбинате бытового обслуживания, а это мастерские от Линды до поселка Память Парижской Коммуны! Немного играл и на гармошке, радуя своих коллег старинной народной мелодией на праздниках.
А как же сложилась личная жизнь нашего героя? Супругу свою, Веру Афанасьевну, Валерий Павлович знал еще с детства – приезжала девчушка в деревню Воронино к бабушке. Там Вера и Валера и познакомились, а в 1956 г. поженились, и вот уже больше 60 лет они вместе живут, не расстаются. Воспитали дочь, которая пошла по стопам мамы – стала экономистом. Сегодня у них уже двое внуков и двое правнуков. Отдушиной для Слоевых является большой огород, где они выращивают все, что нужно к столу. И все эти годы Валерий Павлович ездил в знакомые с детства лесные места по грибы да ягоды. Но и про свое дело всей жизни он не забывает…
– Глаза мои уже не те, да я и инфаркт перенес, так что обувь уже не чиню, но вот нет-нет, да и загляну в домашнюю мастерскую, где машинка «Зингер» стоит, я таких старинных машинок немало на комбинат из деревень привозил. – Валерий Павлович гладит, как верного друга, темную панель машинки. – Сейчас у обувщиков уже другие машины –импортные, на них гораздо легче работать. А я вспоминаю, как я, сидя на «липке» (так сапожники свое сиденье называют), вручную туфельки ремонтировал, а потом приходила ко мне заказчица и улыбалась – не верилось ей, что туфельки опять как новые. Не зря я, значит, сапожником стал. Сегодня уже никого из обувщиков моего поколения в живых не осталось, кроме меня. Так что вся надежда на молодежь – любите свое сапожное дело, долго оно еще будет служить миру – пока человек будет ходить по земному шару.
Лариса Толстых, фото автора
и из личного архива В. Слоева

Лента новостей