О ЛЮДЯХ

Кот, мышь и золотые макароны...

Некоторые говорят, что с выходом на пенсию жизнь заканчивается: не надо уже никуда спешить, не стоит к чему-то стремиться, да и мечтать уже поздно… А вот другие утверждают, что, напротив, на пенсии все можно начать с чистого листа и наконец заняться тем, на что у тебя раньше катастрофически не хватало времени!

Вот и моя героиня, став пенсионеркой в 64 года, не села на лавочку возле дома, а решила заняться творчеством. Ведь она умела вязать, вот только возможности взяться за спицы или крючок раньше у педагога начальных классов Ирины Петровны Поляковой почти не было – все свободные вечера она проверяла тетрадки, составляла планы, готовила наглядный материал…
Не квартира, а музей!

В этом старом доме на улице Щербакова и живут Поляковы – Ирина Петровна и ее супруг Владимир Борисович. Часто я вижу их вместе, прогуливающихся под ручку, недавно вот бриллиантовую свадьбу справили, видно, что живут они душа в душу, поддерживают друг друга. Захожу в квартиру – тепло, уютно, красиво, видно, что живет здесь хорошая хозяйка и мастерица замечательная!
На диване и креслах – вязаные куклы. Кот в красных сапожках, шляпе и кафтане, а рядом другой – вальяжный, в галстуке, разбросал большие лапы с розовыми пальчиками – видно, что жизнью доволен. Тут и мышка в платьице с горошком– скромно глазки потупила, думает, наверно как бы не съели ее усатые-полосатые. Зайцы – один пузатый с морковкой, наверняка поесть любит, а другой стройный– спортсмен, блестит на его груди медаль, а под мышкой – боксерская перчатка.
Кроме вязаных кукол, мастерица И. Полякова освоила еще и оригами, и квиллинг, и макаронную технику. Всего у нее около сотни работ, которые выставлялись с успехом не только в Борском краеведческом музее, но и на нижегородских выставках… Вот уже десять лет занимается творчеством Ирина Петровна и теперь даже не помнит свою первую работу. Многое она раздарила родственникам, друзьям и знакомым, ну а то, что сегодня в доме, – радует ее глаз и ласкает душу…
– Когда мой внук Дима был еще маленьким, предложил, мол, давай, бабушка, устроим в квартире музей, соберем все твои работы под стеклом, я встану у двери и буду билеты продавать, – рассказывает, смеясь, мастерица. – Сегодня внуку уже четырнадцать, и он тоже творит – вон какие работы из дерева лобзиком выпиливает, его изделия даже на олимпиаду по труду брали.
Супруг Ирины Петровны Владимир Борисович протягивает мне деревянную салфетницу – искусная работа! Кем станет их внук, когда вырастет, – покажет время, но уже точно ясно, что руки у него на месте! Когда бабушка увлеклась оригами, маленький Дима вызвался ей помогать, да так наловчился в этом деле, что даже быстрее своей учительницы работы выполнял!
Говорят, что талант по наследству передается, и, наверное, в роду у Ирины Петровны мастерицы были. Давайте выясним.
– Я тридцать лет жила в родительском доме на улице Первомайской, сегодня на этом месте стоит многоэтажка, – начала рассказывать о своем детстве моя героиня. – Папа мой, Петр Дмитриевич, был машинистом, а мама, Валентина Александровна, – домохозяйкой, и в семье нас было пятеро детей. Я – самая младшая. Мама наша день и ночь работала дома – шила пальто и платья на заказ, всю округу обшивала! Ну а я умела вязать. Приближался праздник 1 Мая, а мне не в чем было пойти на школьную демонстрацию. В магазинах тогда плащей не было, и я задумала связать себе пальто. Села с вечера и всю ночь до утра за спицами просидела, но пальто связала.
После окончания школы Ирина Полякова поступила учиться в Белорецкое педагогическое училище, что в Башкирии, на учителя начальных классов. После его окончания устроилась педагогом в борскую школу № 6, а когда построили 2-ю школу – перешла туда, и еще после пенсии работала учителем в Красной Слободе. Классы у нее были сильные, ученики любили свою Ирину Петровну, а коллеги уважали. Педагогический стаж И. П. Поляковой – сорок с лишним лет!
Жизнь продолжается!

Когда Ирина Петровна вышла на пенсию, они вместе с супругом стали посещать борское Отделение дневного пребывания пенсионеров, которое между собой называли профилакторий. Там-то они встретили много увлеченных людей, и увлечения у пенсионеров были самые разные.
– На все это, – Ирина Петровна показывает на свои работы, – меня сподвигла Тамара Александровна – жена моего племянника, которая стала вязать кукол после выхода на пенсию. Она давала мне схемы, книги, журналы, и я вслед за ней мастерила этих кошечек, зайчиков, черепах… Это покрывало на диван тоже сама крючком связала! А после увлеклась оригами, освоила квиллинг и макаронную технику.
С позволения хозяйки беру золотую бутылочку, как оказалось, украшенную макаронами различных конфигураций. И вроде бы все просто – берешь использованную бутылку и колдуешь над ней: клеишь макаронные узоры, как фантазия твоя сработает, а потом покрываешь готовую работу золотой краской. Получается настоящий шедевр! Или вот этот пузатый ажурный самовар – ну как настоящий! Надуваешь обычный резиновый шарик и обклеиваешь его макаронами, потом шарик лопаешь, а самовар-то форму держит!
На журнальном столике у Поляковых настоящий бумажный шедевр стоит – белоснежный узорчатый храм с желтыми луковками и золотыми крестами на башенках. Выходит из того храма красна девица в голубом нарядном платье и такой же голубой короне. А может, это у нее нимб? Полгода делала Ирина Петровна этот храм, и супруг ей помогал – золоченые кресты – его работа! Прикоснулась я к этому бумажному творению – крепенький храм получился – ну как семья моих героев! Воспитали они двоих детей, внучку и внука. Сыновья, Алексей и Сергей, люди деловые – один занимается бизнесом, другой возглавляет борскую «строчку». Внучка Мария уже вышла замуж, работает менеджером на масложировом комбинате, а внук Дима пока учится в восьмом классе школы № 2, где когда-то преподавала его бабушка.
Так что жизнь продолжается и на пенсии, можно даже сказать, что начинается ее новый этап – свободы, вдохновения и творчества, например, как у моей героини Ирины Петровны Поляковой.
Прощаясь с мастерицей и ее супругом, я заметила, что за окном уже пролетает снег – пока робкий, неуверенный в своей силе… Замечаю, как обрадовался первому снегу Владимир Борисович, ведь он – заядлый лыжник, и его увлечению годы – не помеха. Но это уже совсем другая история, которую я расскажу, когда ляжет снег…
Лариса Толстых,
фото автора

Лента новостей