О ЛЮДЯХ

Горячая точка Афганистана

На свою горячую точку Дмитрий Грачев прибыл в феврале 1987 года. На целый год и четыре месяца она стала для него домом. Он и еще пятнадцать парней в составе взвода охраняли аэродром Джелалабада, буквально в тридцати километрах от границы с Пакистаном.

Его точка располагалась на возвышенности в десяти километрах от аэродрома. Такие точки специально выставлялись далеко от охраняемого объекта. Солдаты вели наблюдение, чтобы душманам не удалось обстрелять аэродром. Их задачей было засечь, откуда летят снаряды и сразу передать эту информацию в батальон. Зато на точках обстрелы были постоянными. В основном обстреливали РСами – реактивными снарядами.
– Первый раз, конечно, страшно было, – признается Д.Н. Грачев. – А потом привык. Я до армии закончил курсы ДОСААФ – выучился на водителя БТРа. Правда, водителем я пробыл на точке всего лишь полтора месяца. Моя машина была взорвана во время обстрела прямым попаданием из гранатомета. Слава Богу, в этот момент рядом никого не было. И стал я пулеметчиком РПК.
А еще – поваром. Готовили на дровяной печи, лепешки пекли в тандыре. Электричества на точке не было, зато была баня – огромный плюс. Прямо под точкой проходил арык – канал для орошения, там ее и построили. Вниз вела тропинка, сходить с которой было небезопасно – вокруг точки все было заминировано.
– Перед выводом у нас обстрел сильный был, – вспоминает Дмитрий. – Командир взвода в это время как раз находился в бане. Уже смеркалось, и когда он поднимался наверх, сошел с тропы и на нашей же мине подорвался. Но живым остался! И еще двоих мальчишек у нас ранило. А убитых за время моей службы на точке не было. Правда, рассказывали: месяца за два до моего прибытия на афганской точке, что располагалась недалеко от нас, где дежурили местные, ночью вырезали всех.
Недалеко от точки располагался кишлак, апельсиновые рощи и поля-бахчи. Никакого негатива со стороны местного населения солдаты не ощущали. И в дуканы – местные магазины – приходили как на ярмарку. Там было все, о чем в Советском Союзе в то время можно было только мечтать. И сосиски в жестяных банках, и газированные напитки, и электронные часы с семью мелодиями, джинсы-варенки... Правда, был один случай, когда один из местных жителей оказался под подозрением.
– К нам мальчик ходил, еду приносил, за деньги, разумеется, – рассказывает Дмитрий. – Мы его на точку не пускали. Общение велось у арыка в основном. А тут он как-то пришел с фотоаппаратом, давайте, шурави, пофоткаемся. Ну, мы без задней мысли – конечно. Он предложил на точку подняться. Мы по тропе его туда провели, пофотографировались и у склада с боеприпасами, и у казармы. Он ушел, а мы посидели, подумали, зачем ему это было надо? И парни за ним рванули, догнали. А потом выяснилось, что он уже три точки так нафотографировал. Возможно, это была какая-то разведка.
Вывод войск из Афганистана начался 15 мая 1988 г. И первыми стали выводить военнослужащих как раз из Джелалабада. В целом же испытаний за время службы в Афганистане Дмитрию хватило с лихвой. Летом – жуткая жара, зимой – перепады температуры от 25 градусов тепла днем до 5 градусов мороза ночью. Дмитрий два раза переболел малярией, во второй раз месяц в госпитале пролечился.
– Вспоминать все это, конечно, сложно, – делится Д.Грачев.  – Но есть и плюсы – друзья остались, с которыми общаемся. В прошлом году ездил к одному из них в гости в Челябинскую область. Наш командир уже два раза из Беларуси сюда приезжал. С парнем из Ворсмы тоже встречался. Больше тридцати лет прошло, а друг друга мы не забываем.
Наталья Баландина, фото автора

Лента новостей