О ЛЮДЯХ

Остались лишь воспоминания...

Материальные богатства вряд ли сравнятся по ценности с человеческой памятью – тем багажом, который передается из поколения в поколение – от отца к сыну, от сына – к внуку. Все реже и реже сегодня можно встретить живого ветерана или труженика тыла – тех, кто ковали Великую Победу на фронтах, заводах, в полях и лесах. Скоро этих славных людей не останется совсем – так устроена наша жизнь… И только старые фотографии в альбоме, документальные хроники и материалы в архивах нам смогут рассказать, как жили эти люди, почему именно на их долю выпали тяготы военного лихолетья, почему они так много трудились, довольствуясь самым малым, и очень верили в счастливое завтра.

К поколению победителей принадлежит и наша героиня – Мария Михайловна Бреднева. В свои 93 года она и не думает о болячках: долгое время и не знала, как болит голова и где находится сердце. Недавно вот глаз заболел, предложили сделать операцию – отказалась! Эта сильная женщина всегда относилась к себе жестко, это при внуках и правнуках она превращается в сдобный мякиш, а для себя она– черствый хлеб.
Будни лесоповала
Людмила Владимировна Гнусова каждый день ходит к своей любимой мамочке с провиантом – приносит ей готовые обеды или суетится на маминой кухне, а Мария Михайловна укоряет дочь, мол, сама я все разогрею и посуду помою, дескать, есть еще порох в пороховницах и годы не приговор. А в выходные и праздничные дни в квартире М.М. Бредневой весело и шумно: съезжаются внуки и правнуки – бабушка довольная сидит в кресле, а они обнимают и целуют ее. А та уже приготовила для них подарочки – с пустыми руками никто из гостей не уходит. И все они хорошо знают, как сложилась ее судьба. Сегодня она сама уже не все помнит, а они могут рассказать.
К нам в редакцию пришла дочь Марии Бредневой – Людмила Гнусова, принесла фотографии и поведала историю своей мамы…
– Родилась моя мама в 1927 году в деревне Селищи, что в Большом Пикине. До войны семья Бабенышевых, в которой она росла, считалась зажиточной. У них было шестеро детей, мама – самая младшая. Ее братик Ванечка еще в детстве утонул в реке, а старший брат Тимофей на войне погиб. Бабушка моя давно умерла, еще до войны, а дед Миша всю войну прошел, вернулся с фронта и очень нас любил – своих внуков, – Людмила Владимировна смахнула слезу. – Я теперь одна осталась у мамы, старшего брата, Вячеслава, мы схоронили в 1995 году…
Жили Бабенышевы до войны неспешной деревенской жизнью, а в 1941-м дети одни остались. Из Селищ в первые дни войны на фронт 22 человека забрали, взяли отца Марии и ее старшего брата, а старшую сестру Агафью послали окопы рыть. В 1943-м вышла на работу и Мария с подружками. Трудились они на лесоповале – валили лес, стоя по пояс в снегу. Спиливали деревья, а когда они падали – откапывали от снега, поднимали и складывали в штабеля. Как это удавалось молоденьким девчонкам – один Бог ведает, да только не дает он испытаний не по силам, видать, духом они были сильны да верой в победу.
– Позже мама трудилась на пилораме и даже вспоминает, что немцев пленных видела: работали те недалеко от девчат – хмурые, в серых шинелях, не по нраву им русский мороз был, – продолжает свой рассказ Людмила Владимировна. – По двенадцать часов трудилась мама со своими подружками из Селищ, даже ночные смены бывали. И вот как-то приходит к ним в два часа ночи начальник бригады – инвалид Александр – и кричит: «Останавливайте пилораму!» Девчата в недоумении – что случилось? А тот трясется весь – непонятно, то ли плачет, то ли смеется: «Девочки, Победа!»
Дали девчатам машину на троих и повезли в родную деревню. Другие работницы тоже стали разъезжаться – кто в Городищи, кто в Шехонку… Приехали в Селищи, а там вся деревня как разворошенный пчелиный рой – кричат, поют, пляшут, поздравляют друг друга, и каждый надеется, что отцы и братья скоро домой вернутся. Но из тех, кого призвали на фронт в 1941-м, почти никто не вернулся…
Вот и старший брат Марии погиб. Провожала его беременная жена, да так и не дождалась. Посадили его в Горьком в эшелон, и тот умчался – видимо, в вечность. Пропал Тимофей без вести. Эшелон, в котором он ехал, разбомбили на станции, а на какой именно – до сих пор неизвестно, и где он похоронен, никто не знает.
Жизнь продолжается!
А отец нашей редакционной гостьи – Владимир Павлович Бреднев – был родом из Пензенской области. Приехал на Бор с мамой, тогда ему лет семь было. На фронт ушел уже в конце войны. Служил в Монголии. Мария Михайловна бережно хранит его ордена и медали. А встретились они уже после войны, в 1954 году. Через год появился у них первенец – Вячеслав, а через полтора года дочь Людмила.
– Я всегда восхищалась своими родителями, тем, как они бережно относились друг к другу, – потому и прожили вместе столько лет, – Людмила Владимировна показывает фотографии родителей и продолжает:  – Когда они поженились, мама работала на Силикатном заводе простой рабочей – ей не привыкать к тяжелому труду, а папа – на Борском ремонтно-механическом заводе бригадиром механиков. После мама перешла на Стекольный завод, имея огромный горячий стаж, вышла на пенсию, но и на пенсии работала – делала стекла для маяков. А потом занялась воспитанием внуков, у нее их четверо и уже пятеро правнуков! Самым ценным для мамы всегда была семья, поэтому и мы все очень ее любим. 9 Мая всегда был любимым праздником нашего папы, его уже 19 лет нет с нами, но в этот великий день мы всей нашей большой семьей приходим к маме в гости, дарим цветы, накрываем стол. Маме дорого наше внимание.
Да, Мария Михайловна Бреднева может гордиться своими детьми и внуками. Все они выросли достойными, трудолюбивыми людьми, верится, что и правнуки не подведут. Знают они, какую тяжелую жизнь, без регалий и наград, прожила их прабабушка – труженица тыла, хотя без соответствующих бумаг как это докажешь? Еще в прошлом веке обратилась семья Бредневых в архив поселка Большое Пикино с запросом, но архив тот сгорел. Остались лишь воспоминания…
Лариса Толстых,
фото из архива М. Бредневой
и интернет-источников

Лента новостей

Кусачая тема

25.04.24 15:28