РЕЛИГИЯ

В краю на речке Вачке

Есть в Нижегородской области поселок городского типа, со странным названием Вача. В давние времена этот край называли утиным царством. И по одной из версий, название поселка происходит от мордовского слова «воч», что означает «дикая утка». По другой версии, название имеет происхождение от новгородского «вече» – народное собрание. Есть версия, что по-мордовски, «вача» означает «голодный, голый». Приехавшие сюда на поселение люди, сосланные в XV веке князем Иваном III за непокорность, тогда такими и были.

Есть и еще одна версия, которую краеведы нашли в архивных записях. Давным-давно у царя была дочь Василиса, оказавшаяся весьма легкого нрава. Рассердился царь, выдал ее замуж за холопа и сослал в заволжские леса. Жители селения звали Василису Васюхой (Вачухой). Полюбили ее за доброту и справедливость. И после смерти Вачухи назвали свое селение Вачей. Вот в эти места с молитвой о родных и своем Отечестве отправились борские паломники.
«Утоли моя печали…»
Стояли последние дни бабьего лета. Утро выдалось ненастным, а вставать сестрам пришлось рано, ведь в пятом часу их автобус уже выехал с борской земли, чтобы через три часа успеть паломницам на литургию, причаститься и исповедоваться в одном из старинных монастырей в с. Дальнее Давыдово.
– Есть в этом женском монастыре храмовая икона «Утоли моя печали», там с ней в августе совершаются многодневные крестные ходы. Жаль, что об этом мы узнали только, когда туда приехали. Сопровождала нас в дороге гид, историк Татьяна Ивановна Тартыжова – уроженка этих мест, – начала свой рассказ паломница Елена Сидорова. – Обитель эта небольшая, монастырь еще восстанавливается. Возник он по предсказанию преподобного Серафима Саровского и был построен по его благословению.
Монастырь начался с женской общины, которую в 1845 г. организовала Неонилла Борисовна Захарова. Сегодня на территории монастыря находится Соборный храм во имя иконы Божией матери «Утоли моя печали», восстановленный в 2000 г., а также Церковь во имя «Всех святых», где проводятся восстановительные работы.
В летописи Дальне-Давыдовского монастыря есть сведения, что за два года до своей кончины о. Серафим говорил одной страннице о том, что видел в лесу место, избранное Царицей Небесной для монастыря: «Я удостоился, грешный, видеть, как на том месте, где будет соборный храм, опустилась икона Божией Матери «Утоли моя печали». Я успел только поклониться опустившейся иконе, встал, а икона уже исчезла. Место это святое, его возлюбила Царица Небесная!»
Здесь Серафим и установил дубовый крест. Когда-то этот монастырь был одним из самых больших и богатых в округе. Здесь выращивали лучший племенной скот, плодородные земли давали богатый урожай, была своя пасека. В 1928 г. монастырь закрыли. И только в 1999 г. обитель начали возрождать.
Обычно в таких далеких от цивилизации местах паломников встречают радушно – здесь же, по словам Елены, к посетителям отнеслись сдержанно. Но впереди борских сестер ожидали новые интересные встречи и открытия, всего за один день паломникам предстояло посетить еще несколько легендарных мест Вачи.
Молитва святому Георгию
Отправились сестры в с. Дьяково, где стоит церковь Георгия Победоносца, чтобы там помолиться святому о российских сыновьях, которых ждала частичная мобилизация, вымолить для них удачу и скорую Победу над силами тьмы.
– Храм этот тоже восстанавливающийся, вся старая кладка из красного кирпича осталась. Построили его в начале XIX в. и освятили в 1810 г. во имя св. великомученика Георгия. Позже появился придел в честь св. Дмитрия Селунского, а потом и предел в честь Божией Матери – Скоропослушницы, – рассказывает Елена. – Церковь эта построена по деревенскому типу – рядом погост. А спускаешься вниз и выходишь к источнику Неупиваемая чаша.
Вот здесь паломникам пришлось поволноваться. Решили они на своем автобусе к источнику проехать, но после дождей размыло чернозем на пригорке, и их комфортабельное авто чуть не скатилось вниз с обрыва. Выскочили они из автобуса и стали молиться. С Божьей помощью вырулил водитель на безопасное место. А тут еще Александр – помощник местного батюшки на помощь пришел – довез сестер на своей машине к источнику: те набрали святой водицы, а алтарник помог их переправить наверх.
– Встреча с местным батюшкой, о.Дионисием, стала для нас настоящим подарком, – призналась Елена. – Вдали от цивилизации такие душевные батюшки попадаются! Он спросил нас: «Что будем служить?»
Мы дружно говорим: «О воинах. Среди наших сестер много вдов и дети уже взрослые. Многие в ожидании повестки сыновьям из военкомата. Понимаем, что надо Родину защищать – это дело священное! Если бы мы были моложе, тоже пошли бы на передовую, чтобы какую-то пользу приносить».
Отец Дионисий предложил помолиться Георгию Победоносцу, Дмитрию Солунскому и Пресвятой Богородице. Отслужили молебен, потом литию о своих погибших близких.
В это время алтарник Александр уже наливал гостям чай, ведь надо было угостить паломников с дороги. Но многие сестры жаждали больше пищи духовной и подходили к батюшке, чтобы исповедоваться или просто по душам поговорить. А гид Татьяна Ивановна, уроженка Дьякова, рассказала путешественницам о своем селе следующее:
– День села мы празднуем 9 августа в День св. Пантелеймона-целителя. Приход церкви включает не только наше село, но еще и три деревни. В праздник собирается по 100–200 человек за большим столом. Засиживаемся до самого вечера, еще и в темноте песни поем, пляшем. Батюшка Дионисий всех объединяет в дружную общину, ведь в наше время так хочется человеческого тепла, общения, чтоб все были дружка за дружку.
Церковь в Дьякове – памятник градостроительства и архитектуры, и сейчас она реставрируется. Пока что стоит здесь одноярусный иконостас из ДСП, но внутри храма тепло и уютно. На стенах старинные иконы. Многие иконы прихожане разобрали по домам, вот храм восстановят – сельчане вернут их обратно в целости и сохранности.
Порадовались борские сестры, что такие дальние села, как Дьяково не пустеют, много здесь и детишек, есть школа. Понимают люди, что не все счастье в городах.
Ключи от храма
А на обратном пути домой заехали паломницы в с. Арефино, где стоит каменный храм, построенный в 1702 году.
– Он нам напомнил наш Рожновский храм тем, что тоже никогда не разорялся, – продолжила свою историю Елена. – В храме том много икон с Афона. Там ощущаешь запахи старины, той эпохи, которая ушла безвозвратно. Стоишь ты перед потемневшими от времени иконами, и понимаешь, сколько же здесь людей молилось до тебя! И чувствуешь, что стоят они с тобой рядом и тоже молятся.
Арефинскую Троицкую церковь закрыли в 1938 г., сняли драгоценные оклады с икон. А в 1943 г. вновь открыли.
Елена вспомнила об одной старинной иконе, которую увидела в этом храме. Подошла к ней с левой стороны, там было видно епископское облачение, хотела ее поцеловать. А местная женщина говорит:
– Сюда нельзя! Это икона «Страшный суд». Тут показано, что батюшки – такие же грешные люди, как и мы. Прикладывайся в правый уголок…
Многое могут поведать здешние старинные иконы. Есть здесь и две бархатные плащаницы, положенные в гроб Иисуса Христа и Успение Божией матери – шиты они вручную золотом и украшены жемчугом.
* * *
Возвращаясь домой, борские паломники думали об одном – чем дальше от цивилизации, тем крепче вера! Их мысли все еще пребывали там, где жив православный дух, где время словно остановилось, где в молитве святые отцы прошлого встают в одном строю с нынешним поколением воинов.
Лариса Толстых,
фото из открытых источников

Лента новостей