О ЛЮДЯХ

Штурман Тихого океана

В конце июля Борис Аронович вновь позвонит своему другу юности Геннадию Поцелуеву в Евпаторию, чтобы поздравить его с Днем Военно-морского флота – праздником, который они отмечают уже много лет. Правда, друг его в последнее время часто болеет (возраст берет свое), да и Борису Ароновичу в августе исполнится 81 год…

Бывший штурман перебирает фотографии в старом альбоме: вот они с другом совсем еще молоденькие курсанты Бакинского высшего военно-морского училища, а вот его корабль «Рубин», на котором он ходил по суровым волнам Тихого океана… На стене в комнате висит картина неизвестного художника, которую ветерану Военно-морского флота подарили друзья, а в шкафу – другие подарки: различного калибра корабли с застывшими парусами – память о тех славных годах, когда Борис Мордерер сам управлял кораблем, гордо взлетавшим на высоких океанских волнах.
Маленький бакенщик
Борис Мордерер родился на Украине в 1937 г. в бедной еврейской семье. Его отец – участник Великой Отечественной войны, орденоносец, всю свою жизнь трудился слесарем. Мать окончила техникум кожевенной промышленности, знала немецкий язык и идиш. Во время войны их семья была эвакуирована в Астраханскую область.
– Мне тогда было лет семь, и я помогал бакенщику освещать отмели и фарватер. На ночь мы бакены зажигали, а утром гасили, – вспоминает Борис Аронович, – переправлялись на лодке против течения в любую погоду, я помогал бакенщику держать «чалку». Моего деда на фронт по возрасту не взяли. Он был крепким мужиком, работал кузнецом, я подавал ему инструменты для подковки лошадей. И местным рыбакам я тоже был неплохой помощник.
В школу Борис пошел в пять лет. Открыли тогда для эвакуированных один класс и Борю взяли для комплектации, так как не хватало одного ученика. Он под столом камушки собирал, азбуку со всеми учил, научился до ста считать. А когда мальчишка перешел во второй класс, с фронта стали возвращаться отцы и мужья, люди стали разъезжаться по родным местам. Семья Мордерер решила ехать в Грозный, где им дали жилье. Тут-то у Бориса и возникли трудности в учебе: он не успевал за одноклассниками, его оставляли на лето, да и учебников у него не было, только одна книга – «Арифметика».
– Я стал решать примеры – страница за страницей, затем задачки, и за день я всю «Арифметику» изучил! С этого момента у меня учеба в гору пошла, меня даже нанимали за тарелку супа другим ребятишкам задачки решать! Окончил я десять классов и решил поступать в Каспийское высшее военно-морское училище им. С.М. Кирова!
Первые шаги
Со своим закадычным другом Геннадием Поцелуевым Борис Мордерер познакомился еще в школе – оба хорошо учились, были активистами.
Геннадий был секретарем комитета комсомола школы, а Борис – его замом. И учеба в училище им обоим давалась легко. Было интересно и радостно от того, что профессию они выбрали героическую, для настоящих мужчин! С первого курса преподаватели им говорили: «Курсанты, начинайте службу с Тихого океана!» Однако в тот период в стране стали сокращать училища этого профиля и всех курсантов переводили в Калининград. В 1958 г. туда перевели и будущих штурманов из Баку.
– Наш выпуск был – 210 штурманов на флот. И все мы хотели на Тихий океан! А туда требовалось всего-то два человека! Нам предложили Черное море, Балтийское, Север… Генка Поцелуев на Север пошел. И тут выясняется, что надо 34 человека на Тихий океан, в морские части погранвойск. Что за служба – мы не знали. Зам. начальника училища, бывший фронтовик, благословил нас: «Идите, ребята!» Так я оказался на Тихом океане.
По волнам Тихого океана…
Десять лет отдал этому совсем даже не тихому океану штурман Борис Мордерер. Ходила его команда от Чукотки до Вьетнама, вокруг Японии. Был он штурманом надводного корабля «Сапфир». Пограничные сторожевые корабли было принято именовать в честь драгоценных камней. Были «Изумруд», «Коралл», «Рубин»…
Много воспоминаний о том прекрасном и непростом времени сохранилось в памяти Бориса Ароновича, вот один из них:
– На Тихом океане мы в такие шторма попадали! Помните, три года назад «Дальний Восток» утонул к северу от Сахалина?
Бывший штурман достает карту и показывает.
– Тут мы тоже ходили. Здесь не укрыться! Ветер всегда идет с моря на берег. У нас на корабле все прикручено, привязано, чтоб ничего не смыло за борт. Волны такие мощные, что даже прошивка корабля прогибается! Но ни у одного моряка не было ни одной царапины! По нескольку суток мы там находились на охране морских рубежей. Сейчас это называется береговая охрана. Однажды после вахты на 20 суток мы шли на Курилы и получили задание снять с острова Онекотан роженицу. На острове том только один флотский пост – 18 человек, лейтенант и его жена. А там ни причала, ничего! Мы вокруг крутимся, волны огромные, пришвартоваться к берегу никак не можем… Решили причаливать на шлюпках. Посадили в них крепких, здоровых моряков, которые всегда у нас побеждали на соревнованиях, и двухметрового старпома. Они начали маневрировать веслами, чтобы подойти к берегу кормой шлюпки. Старпом прыгнул в воду, чтобы принять жену лейтенанта с котомкой. Приняли и сразу отдали команду: «Весла!», иначе с волнами не справиться… У нас на корабле по штату доктор был. На случай войны кают-компания превращается в операционную. И у нас случай тоже нестандартный – приняли роды. Сын у лейтенанта родился!
В 1964 г. Борис Мордерер был признан лучшим штурманом округа и перешел в замполиты. Лично председатель КГБ СССР В.Е. Семичастный ему вручал грамоту. В 1967 г. корабль «Рубин» был признан лучшим кораблем Тихоокеанского округа. Команде судна вручили почетные знамена на вечное хранение.
Как дальше сложилась судьба штурмана Мордерера? Он окончил Военно-политическую академию им. Ленина и сошел на берег. В звании капитана III ранга нес службу на Черном море. А потом – служба в Таллинне и Риге. В увольнении в начале службы на берегу в Петропавловске-Камчатском он познакомился со своей будущей супругой Людмилой, которая оказалась уроженкой города Бор.
После службы на флоте Борис Аронович занимался многим: был инспектором налоговой службы, инженером на заводе, сотрудничал с администрацией, был заместителем директора коммерческого предприятия, связанного с автопромом, но Тихий океан все это время был в его сердце – сильном, мужественном и отважном!
Б.А. Мордерер:
«Вспоминается курьезный случай. Идем – буран, пурга, снег стеной! Надо бы укрыться от шторма. Пролив Лаперуза льдом забит – туда нельзя! И мы пошли против волны, нас обливает водой, стоим в амуниции, как пингвины. Любая маленькая палочка превращается в огромную ледяную глыбу, мы этот лед сбиваем потихонечку деревянными приспособлениями. А с берега светили большие прожектора сухопутных пограничников. Осветили нас, и вдруг радиометрист докладывает: «Вижу неопознанную цель!» Озвучивает координаты, курс. Идем, догнать не можем! Потом оказалось, что это были мы сами! Прожектор создал проекцию»