О ЛЮДЯХ

«Мы живем в учебнике истории»

– Мрак – это персонаж книги Юрия Никитина, мне в детстве нравился цикл его произведений. Там то, о чем любят читать мальчишки: дружба, преданность, мужество, подвиги. Наверное, поэтому и выбрал такой позывной. А еще он короткий – в условиях ведения боя это тоже важно.

С завода – на передовую
Боец с позывным «Мрак» в прежней, гражданской жизни никакого отношения к вооруженным силам не имел. Даже в армии не служил – медкомиссия поставила категорию «В». Жил обычной жизнью: работал на производственных предприятиях, любил свою семью, растил двух дочерей. Никогда не думал, что однажды сменит свитер на китель, джинсы – на форменные солдатские брюки, а кожаные ботинки – на берцы.
– Не скажу, что был какой-то переломный момент, когда я решил: все, собираюсь и иду в военкомат, – вспоминает «Мрак».  – Хотя… Я всерьез задумался о службе, когда узнал, что на СВО погиб мой одноклассник Денис. Он тоже не был военным, никто не ожидал, что однажды он просто соберется и уедет за ленточку. Начал задумываться: нужно доделать то, что не успел Денис.
Когда в стране объявили частичную мобилизацию, «Мрак» пошел в военкомат, чтобы изменить категорию годности – те проблемы со здоровьем, из-за которых в подростковом возрасте получил «ограниченно годен», уже были решены. Возможность поступления на службу обсуждал только с женой.
– Конечно, мне было страшно за него, но вместе с этим я очень им гордилась, – вспоминает Наталья, жена бойца. – Я замужем за настоящим мужчиной, который не побежал «штурмовать» Верхний Ларс, оседлав электросамокат. Такого мужчину, как мой, стоит и любить, и ждать.
В июне 2023 года «Мрак» отправился на службу. Сначала – подготовка. «Мрак» вспоминает: у них были отличные инструкторы, имевшие реальный опыт участия в боевых действиях. Впоследствии знания, полученные от наставника по медподготовке, спасут ему жизнь – но об этом позже.
Кошки-мышки
– Конечно, я представлял себе свой первый бой, думал, что почувствую, как поведу себя. Но вроде бы стыдиться нечего, – улыбается «Мрак». – Конечно, поначалу арта (от ред. – артиллерия) оглушает, «птички» эти повсюду… Дроны действительно много решают на том типе местности. Там, где идут боевые действия, много «открытки». То, что там называется лесополосой, мы здесь с вами назовем парковыми насаждениями. Привычных нам лесов, густых, с буреломами, непроходимых, там, где стояли мы, не было. И, конечно, «птичники» хорошо все видят – и наши, и их.
Со временем привыкаешь ко всему, вспоминает «Мрак». И в этом тоже есть опасность. Настолько привычной становится работа арты, настолько привыкаешь к гудению БПЛА (беспилотных летательных аппаратов), что есть риск потерять бдительность.
– Я однажды поймал себя на том, что иду задумчиво по делам: не пригибаюсь, не перемещаюсь короткими перебежками – вышагиваю, как на прогулке по набережной. А надо мной уже «птичка» зависает. Настолько все становится рутинным, даже жизнь на передовой. Вот уж правда – человек ко всему привыкает.
Привыкает в том числе и к соседству с животным миром. Мыши – одна из главных окопных бед. Грызуны людей совсем не боятся. Наоборот, в холодное время года стремятся поближе к теплу и припасам пищи.
– Однажды к нам прибилась дикая кошка, – вспоминает «Мрак». – Поначалу побаивалась нас, осторожничала. Потом осмелела, начала обживать наш «блинчик» (от ред. – блиндаж). Какое-то время здорово гоняла мышей, чему мы, конечно, очень радовались. Но радовались недолго – кошка быстро отъелась на солдатских консервах, разленилась и перестала реагировать на мышей. Вот такая нам ленивая «боевая подруга» досталась, – шутит боец.
Спасибо, братья!
Зимой, когда фронт «зашевелился», в числе первых на острие атаки оказался и «Мрак». Во время выполнения боевой задачи был ранен – по нашим воинам отработала «полька» (миномет производства Польши). Осколок прошил бедро, чудом не задев артерию и не перебив кость. Вот тогда-то «Мрак» вспомнил наставления санинструктора и правила оказания первой помощи! Позже военно-полевые хирурги, оценив ранение, скажут: «Да ты, парень, в бронике родился! И действовал правильно, ногу сохраним!»
Ночь раненый провел в укрытии. А на утро за ними прибыли «соседи» – бойцы, сражавшиеся неподалеку.
– Видели фильм про Рембо? Он, вымышленный, просто детсадовец по сравнению с нашими парнями – реальными. Идет бой, противник активно работает по нам. Я понимаю, как это нелегко – вытаскивать раненых из-под огня, не раз самому приходилось. И тут, в разгар сражения, наши парни врываются на БТРе, грузят всех тяжелых раненых, параллельно сбивают «птичку» противника и эвакуируют нас всех. Они в тот день спасли много жизней, мою в том числе. Спасибо, братья!
Они и друг к другу обращаются также – брат, братишка. За месяцы, проведенные в одном окопе, сослуживцы становятся семьей. По «солдатскому радио» узнают, на каких направлениях «работают» сейчас те, с кем свела их боевая судьба. Не всегда помнят имена друг друга, но всегда помнят позывной. «Слышал, «Малому» орден дадут? Красавчик, заслужил!» – так звучат их телефонные разговоры.
После отпуска по ранению «Мрак» вернулся в часть, впереди его ждет операция. Говорит, как только восстановится, сразу вернется туда, где нужен сейчас больше всего:
– Мир меняется, мы буквально живем на страницах учебника истории. Когда-нибудь потомки будут изучать этот период и защищать по нему диссертации. Ну а парни на передовой… именно они сейчас в режиме реального времени этот учебник и пишут. Они – его авторы. И у этой истории обязательно будет счастливый конец!
Наталья Романова
* * *
Сегодня на фронте военные сражаются за наше будущее и за мир, в котором есть Россия. Появляются новые герои нашего времени, на которых всем нам стоит равняться. Нужно рассказывать их истории и гордиться тем, что они живут рядом с нами

Лента новостей

Поздравляем!

27.06.24 20:21