О ЛЮДЯХ

И вновь пойдут старинные часы…

Давно я не была в нашем краеведческом музее – и повода особого не было, да и самоизоляция сказала свое категорическое нет всем массовым культурным мероприятиям – дружеским встречам в гостиных, мастер-классам, спектаклям и театрализованным представлениям. Потому-то совсем случайно я узнала, что у нашего Борского краеведческого музея в конце этого лета появилась новая «хозяйка», с которой мне захотелось познакомиться. К старинному особняку купца Старова я всегда испытывала очень теплые чувства – здесь происходило столько интереснейших выставок и экспозиций, незабываемых встреч с творческими, талантливыми людьми, неожиданных краеведческих открытий. Думаю, такой атмосферы, которая в этом доме создавалась годами, больше на Бору нигде не найти.

Кому подмигнул Марк Захаров?
Вот она – деревянная крутая лестница, по которой я не раз поднималась, чтобы встретиться с очередным откровением. Навстречу мне вышла молодая женщина в блузке и брюках.
– Думаю, эта комната для кабинета директора слишком велика, – заявила она с порога, – хочется ее переоборудовать в выставочный зал.
Я согласилась, мол, неплохо бы в музее иметь еще одну комнату, где будет представлено творчество. Так началась наша беседа с новым директором музея – Марией Владимировной Нестеровой.
Родилась она в Москве в творческой семье. Отец – режиссер – сначала работал в столице, а потом в Грузии, куда их семья переехала жить. Но в 1991 г. после развала СССР благоухающие сады и теплое море им пришлось оставить и переехать на Бор – родину Машиной мамы. Перешла тогда девочка в пятый класс школы № 6, а после в школу № 2. Училась почти на «отлично». Мечтала, как папа, стать телевизионным режиссером. Так и вышло – сразу после школы пришла на Нижегородское ТВ и поступила в Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. Получив диплом, работала на ТВ. А после вышла замуж, родила двоих детей и… решила завершить телевизионную карьеру, предпочтя работе семью. И ничуть не жалеет о своем выборе: радует счастливую маму отличными оценками десятиклассник Петр, который мечтает продолжить их режиссерскую династию, а дочь Елизавета – спортивными победами, она волейболистка, играет в молодежной сборной России.
Оставив телевидение, Мария Нестерова выбрала педагогическую стезю. В ЦВР «Алиса» вела театральный кружок, создала свой фотосалон, преподавала в Нижегородском колледже культуры и до сих пор читает лекции в Нижегородской Международной инновационной академии по многим предметам.
– В Борский краеведческий музей я пришла в феврале этого года – сначала в качестве научного сотрудника, это была работа творческая, и она мне очень нравилась. И я не представляла себя в роли директора, – призналась Мария Владимировна. – Теперь мне приходится работать с бумагами, документами, чего я никогда не любила. Но сейчас уже втянулась, видимо, это просто навык, который можно получить.
Я спросила у новой хозяйки музея, как она оценивает то наследство, которое ей досталось.
И директор ответила:
– Есть над чем работать! Многие экспозиции и выставки оформлены очень хорошо, есть художники, с которыми мы продолжим сотрудничать, есть экспонаты в фондах музея, которые еще ждут своего звездного часа.
А в гостиной музея меня ожидал настоящий звездный бомонд. Со стен на нас смотрели выполненные художником в технике шаржа знаменитые эстрадные исполнители, актеры и режиссеры: в извечной черной шляпе вдохновенный Михаил Боярский, широко улыбающийся Армен Джигарханян и таинственный Марк Захаров. По признанию Марии Нестеровой, это ее любимый режиссер. Тут мне показалось, что театральный корифей нам иронично подмигнул, словно говоря: ну, теперь все ваши идеи будут под моим пристальным взором!
Театр вещи?
Я подумала, что режиссерское образование, несомненно, поможет Марии Нестеровой по-особому представлять будущие экспозиции, как-то обыгрывать старинные вещи, интересно организовывать творческие встречи и мастер-классы.
– Буду ли я использовать свой ресурс, – задумалась директор. – Мне больше интересны не театрализованные представления, к которым, в принципе, люди уже привыкли, я сейчас заметила интерес к истории предмета. К мероприятию «Ночи музея» мы делали выставку про фарфор. И, включая меня, весь мой коллектив принялся смотреть свои домашние чашечки и тарелочки, которые остались от бабушек. Это, действительно, интересно – через предмет ощутить себя приближенным к той далекой эпохе! Поэтому я предпочитаю рассказывать именно о вещи.
Тут Мария Нестерова вспомнила, что впервые порог Борского краеведческого музея она переступила, будучи школьницей. Говорит, что до сих пор экспозиция на первом этаже не поменялась…
– Там я увидела перечницу с печатью времен царской России. И у нас дома такая же была. Я пришла домой, рассказала маме, что подобная перечница есть в музее. Выяснилось, что мы нашли ее при постройке дома, когда разбирали старые вещи на чердаке. Какова ее история, неизвестно до сих пор. Сейчас мы занимаемся инвентаризацией экспонатов, работы очень много, – говорит Мария Владимировна.
У каждого директора музея есть свой любимый экспонат. А у М. Нестеровой их несколько!
– Сейчас разрабатываем новую выставку, которую предварительно назвали «Борское купечество. Начало ХХ века». Хочется рассказать историю особняка Старова, представить вещи тех лет. Правда, от самого Старова, по легенде, осталось только пианино, которое я очень люблю. Это инструмент со своей историей. Люблю уникальный – складной, пластиночный – фотоаппарат, произведенный студией «Ленфильм», еще до того, как она стала «Ленфильмом». Эти фотоаппараты производили всего три года – с 1930 по 1933-й! По предварительным данным, их всего 3 000 штук осталось. Люблю немецкие часы фирмы, которая существует до сих пор, но сейчас занимается не часами, а оргтехникой. Был такой часовой завод Матиаса Бауэрле. Компания эта просуществовала до 1975 года. Хочется эти старинные часы отремонтировать и поставить на входе в музей – пусть отсчитывают новое время…
И Борский краеведческий музей идет со временем в ногу. У музея есть прекрасный рабочий сайт, у которого постоянно растет количество подписчиков – сейчас их 1,5 тысячи. В музее трудятся молодые, но уже опытные специалисты. И о своих коллегах Мария Нестерова рассказывает с удовольствием:
– Я очень рада, что у нас работает главным хранителем Светлана Владимировна Краснова – человек очень ответственный, организованный и любознательный. У нее уже все планы на год выполнены! Кропотливо трудится над госкаталогом Ирина Сергеевна Игнатьева. Наш новый сотрудник – Екатерина Евгеньевна Фарфорова – по образованию юрист, но большую часть своей рабочей жизни занималась организацией мероприятий. Она ведет музейный сайт, помогает мне с документами и переговорами. К сожалению, наш смотритель Вера Ивановна Балакина сейчас не работает из-за ситуации с коронавирусом. Без нее как без рук! Она, как бывший работник типографии, мне помогала во всем.
У молодого директора музея много планов – открыть имена новых борских художников, скульпторов и мастеров декоративно-прикладного творчества. Представить работы не только горожан, но и жителей сел, деревень. И потихоньку заняться реконструкцией музея – особняка. Самоизоляция когда-то да закончится, и народ снова потянется в музей. А старинные часы обязательно пойдут, встречая посетителей приветственным звоном!
Лариса ТОЛСТЫХ,
фото автора

Лента новостей

Любимый Бор!

16.05.24 13:46