РАЗНОЕ

«Я плачу! И дух мой пощады просит…»

УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ 2019 ГОД ОБЪЯВЛЕН ГОДОМ ТЕАТРА… И вышел нам Указ: целый год посвятить Его Величеству Театру. А это значит – сохранять все лучшее , популяризировать, делать его доступным, в том числе и для жителей малых городов и поселков. Потому что театр – это всегда радость и счастье прикосновения к прекрасному. Потому что только он может оказывать такое сильное эмоциональное воздействие на самого неподготовленного зрителя (а, может, сильнее всего именно на неподготовленного!), заставляя плакать, смеяться, любить и ненавидеть.

Душой наизнанку
Строка, вынесенная в заголовок, взята из стихотворения известного борского фотохудожника Юрия Ракова. Таким получился его поэтический отзвук на одну короткую музыкально-театральную постановку, показанную в рамках творческой встречи с артистами Борского народного театра «Стремление». Кто же играет, поет и танцует в этом самодеятельном театре, не на самой удобной сцене Дома культуры «Стеклозаводский», не в самом удобном, довольно холодном зале, тратя свое личное, свободное от работы время только для того, чтобы подарить людям немного радости? Хочется сказать без пафоса, но не подберу иного слова… Я называю таких людей творцами, потому что творчество не делится на профессиональное и самодеятельное, но требует от каждого причастного огромных физических, душевных сил, большой смелости и нервных затрат. Ему, творчеству, «вынь да положь» всего себя, выверни наизнанку – только тогда зрители засмеются и заплачут.
Центр притяженияЮлия Борисовна
Я попала на творческий вечер в рамках Года театра по приглашению своей давней знакомой. Она – одна из творцов, ветеран самодеятельного театра, которому служит верой и правдой более 50 лет. Юлия Борисовна Ракова. В семье моего мужа, Валентина Трефилова, ее всегда звали Юлечка. Отец мужа, Валентин Николаевич Трефилов, тоже был в свое время «народным артистом» Борского театра, где и познакомился с Юлечкой Раковой, которая пришла туда молодой девушкой, влюбленной в театр и в жизнь. Сейчас называть ее так вроде неудобно (возраст, однако!), но иначе не получается. Юлечка позвонила, позвала, и мы поехали из Нижнего на Бор.
В зале Дома культуры «Стеклозаводский», где проходила творческая встреча, не хватило стульев для всех, кто пришел по ее приглашению и без оного! Не сразу, но по ходу встречи становилось ясно, что почти все разновозрастные зрители, отцы и дети, ученики Юлии Борисовны или родители учеников. Например, Елена Ершова, уже давно самостоятельная, взрослая женщина. Талантливая, эмоциональная, выбравшая своей деятельностью лечение больных детей музыкотерапией. Она и подарила тот удивительный пластический танец – рассказ о Юлиной жизни и судьбе. Танец длиною в жизнь, прекрасно исполненный, заставивший плакать! Браво, Елена! Антон Ревичев – один уз участников театрального действа, тоже бывший лицеист. В «мирской» жизни, наполненной заботами и проблемами, он успешный деловой человек, а рядом с Юлей – артист и поэт. Да еще какой! Прекрасные стихи звучали как откровение! Признался: «Как начал писать под воздействием Юлии Борисовны, так и не могу остановиться!» Ученики Юлии Борисовны читали не только отрывки из ее автобиографических книг, но и свои произведения. Да-да, именно произведения! Семиклассник, ученик Борского лицея Ярослав Кудряков написал целую фантастическую повесть. Толчком к разыгравшейся не на шутку фантазии послужила одна из фоторабот Юрия Ракова.
Когда мы познакомились с Юлией Борисовной, мне было 19 лет. Я любила слушать ее байки и серьезные рассуждения «на тему», мало-помалу влюблялась, как это бывает с учениками и учителем, и бесконечно восхищалась ею, как женщиной. Но при этом очень боялась когда-нибудь остаться однажды с ней один на один. Она так много знала и говорила о литературе, а я, не будучи бестолковой, тем не менее, до стыдного мало читала! Но однажды это случилось. «Один на один» добирались с Бора в Нижний, сначала на автобусе, потом на пароходике. И она, конечно, поняла, что я хоть и хорошая, умная девочка, НО… Тогда она прочла мне стихотворение Евтушенко, которое я до сих пор помню наизусть, и еще что-то говорила о книгах, о современных писателях, о театре, давала какие-то советы, как старшая подруга, чем окончательно вовлекла и меня в свою орбиту.
«…Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением…»  – и так далее по тексту. Это точно про меня теперешнюю!
Стремление к сцене
Два отрывка было сыграно артистами Борского народного театра «Стремление» в описываемый мною день на сцене ДК «Стеклозаводский» в холодном зале, в простых декорациях и принесенных из дому костюмах. Но я смотрела и не замечала убогого реквизита. Я плакала (опять плакала!) о судьбе беспомощной, бестолковой, никому не нужной, одинокой, старой женщины (героини Ю. Раковой), у которой отказывают ноги, которую гонят из одного дома в другой выросшие племянники, забывшие о том, что когда-то она растила их и нежно-нежно любила, беспомощных и бестолковых, не задумываясь о том – будут ли ей когда-нибудь благодарны? Обыкновенная история…. И еще был моноспектакль по Шолому Алейхему, где Ю. Ракова с присущим ей чувством юмора сыграла любящую мать. Эта характерная героиня ей особенно удалась! Очень приятно было видеть на импровизированной сцене и талантливую молодежь, которая играет в народном театре.
Как не хлебом единым жив человек, так и не единой профессией. Вы, может, не поверите, но таких, кто стоит у станка, за прилавком магазина, сидит за баранкой автомобиля, но при этом втайне мечтает о том, чтобы стать артистом, много! Очень много! Народный театр «Стремление» самим своим существованием как бы утверждает: мечты сбываются! Как они сбываются у Юлии Борисовны Раковой уже более 50 лет. На сцене, искренне переживая чужую боль и страдания, под восторженные аплодисменты зрителей и вечно влюбленного мужа Юры Ракова, который всегда где-то рядом щелкает затвором своего фотоаппарата, можно позволить себе забыть о собственных бедах. Хотя бы на время…
Наталья Трефилова, тележурналист
Фото: Ю. Раков

Лента новостей

Любимый Бор!

16.05.24 13:46