РАЗНОЕ

Спасать надо учиться

Навыки и умения поисково-спасательных работ в лесу зимой и в период паводка три дня отрабатывали 30 спасателей Приволжского регионального поисково-спасательного отряда МЧС России, что дислоцируется на Бору, и спасатели его Саранского филиала. Масштабные учения прошли с 4 по 6 марта. Побывать на их старте довелось и мне.

Лечу со снегохода в сугроб под дружелюбный смех спасателей. Поторопилась слезть с нового для себя транспорта.
«Отличное начало», – думаю я, пробираясь в сердце базового лагеря – будущую кухню, где можно твердо встать на ноги. Две минуты пути до нее кажутся вечностью. Я проваливаюсь в топкий снег, набирая сверху в высокие сапоги-«вездеходы» пушистого холода – манжеты подвели. Спустя пару часов, увидев ошибку неопытного гостя, спасатели обмотают мне их сверху скотчем. А потом при переходе с этапа на этап, видя, как мучительны для меня 70 метров снежного пути, и вовсе возьмут «на буксир». Вы когда-нибудь ездили на одних лыжах вдвоем? Увлекательно, поверьте.
На лыжах и снегоступах с 20 кг снаряжения за плечами за трехдневные учения спасатели пройдут около 30 км пути – каждая из трех групп по три маршрута. По легенде одного из них, в районе акватории реки Линды потерпело крушение воздушное судно. Пилот, по словам очевидцев, катапультировался. Обследовав предположительное место падения при помощи беспилотного летательного аппарата, спасатели обнаруживают сигнал бедствия, в результате поисков находят пилота, зависшего на парашюте на дереве, спускают его, оказывают первую помощь и выдвигаются на поиски «черного ящика» – бортового самописца. На этот первый этап длинного маршрута у спасателей ушло часа два с половиной. На очень краткий отдых группа придет в лагерь только часов через шесть. А в лесу уже стемнело.
– Нередко так случается, что мы находим человека в лесу ближе к сумеркам, и не всегда к этому моменту заблудившийся способен идти сам. Тогда мы делаем носилки и через бурелом его несем, времени на это уходит много, бывает, выходим глубокой ночью. А если в лесу ребенок или остро нуждающийся в помощи человек, то поисковые работы ведутся и ночью. Поэтому работа на учениях построена так, чтобы и в условиях плохой видимости спасатели могли свои действия отработать, – объясняет Михаил Шаповалов, спасатель второго класса Приволжского РПСО. На этих учениях он – судья и автор коварных маршрутов. Вместе со спасателем Александром Плесневым они разработали для коллег сразу несколько разных легенд:
– Если здесь спасатели ищут черный ящик, то на другой дистанции им предстоит найти пострадавшего «на окрик». Если они придут по азимуту туда, куда нужно, им обязательно кто-нибудь откликнется. Кроме того, спасателям предстоит поиск по карте и масса других упражнений, которые могут пригодиться в нашей спасательной жизни.
Место для учений специально выбрали со сложным рельефом: с крутыми склонами, чтобы спасатели могли отработать действия в условиях, характерных и для других городов Приволжского федерального округа, в любой из которых в случае необходимости спасатели отряда также могут выехать.
– Эти сборы важны для спасателей еще и тем, что они учатся думать – что надо, а что не надо брать с собой на поисково-спасательные работы в укладках. Посмотрите, сколько снаряжения у них за спиной, – говорит Михаил Шаповалов.
Спустя три часа учений перед организованной спасателями переправой через старицу реки Линды мы расстаемся. И я не завидую спасателям, у которых впереди еще бессонная ночь в лесу, а вернее – две.
Ольга Кадыкова,
фото автора

Лента новостей

Любимый Бор!

16.05.24 13:46