РАЗНОЕ

Хлеба горбушку

Мои представления о войне, как и у каждого из нас, собраны из множества воспоминаний наших близких людей и ветеранов Великой Отечественной войны, тех, кого нам посчастливилось встретить. Встретить и услышать от них рассказы о жизни в военное время. Из этих кирпичиков и складывается наша общая Стена памяти. И поскольку наша рубрика – об историях про еду, я поделюсь воспоминаниями моей бабушки Зинаиды Ивановны Стряпниковой о том, какой была еда в ее нелегком военном детстве.

– Бабушка! Опять ты в кашу полпачки масла положила!
– Так каша масло, внученька, знаешь, как любит!
Этот диалог у нас с бабушкой, моей Зинаидой Ивановной, повторялся каждые два дня. Конечно, мне совершенно было не жалко сливочного масла, я больше переживала за бабушкино здоровье. Нельзя же пожилому человеку столько масла есть, вредно же! Но! До самого своего ухода у бабули была идеально гладкая кожа, ровная спина и подтянутые руки. Только вот ноги болели, распухшие колени и ступни, искривленные пальцы не давали ей хорошо двигаться.
Одиннадцатилетней девчонкой моя бабушка встретила войну. Встретила на станции Турша Марийской АССР. Отца забрали сразу, через полгода он вернулся домой раненый, а еще через три месяца второй раз ушел на фронт. Погиб под Сталинградом в августе 1942 года. Под бомбежкой. Бабушкины двоюродные братья, долгожданные в семье сыновья Алексей и Василий, погибли двадцатилетними в первый год войны.
Война отняла у бабушки детство и родных, на ее маленькие девчоночьи плечи легла важная работа – отапливать школу, где в актовом зале размещали раненых бойцов. Бабушка вставала в четыре утра, колола дрова, растапливала печь, затем отправлялась к колодцу, чтобы натаскать воды. Ведра, большие и тяжелые, часто опрокидывались, и приходилось заново набирать воду.
В любую погоду в лаптях бабушка разносила почту. Тогда-то бабушка и испортила себе ноги, и всю жизнь потом мучилась от боли в коленях.
Никто не отменял уроки, домашнее хозяйство, огород. Огородные овощи сильно выручали.
Еда готовилась нехитрая, основными продуктами были лук, квас, картофель и немного муки, которую экономили. Счастье было, если прабабушка Прасковья, мама моей бабушки, пекла хлеб. Муку она выменивала на отрезы ткани, свое приданое.
Двенадцатилетняя Зина мечтала о том, чтобы одной съесть горбушку хлеба, но прабабушка Прасковья делила ее на всех – на Зину, младших братьев Славу и Юру, себе, похоже, не оставляла.
Прабабушка умерла в 86 лет, всегда отличалась хрупкой девичьей фигурой и строгим нравом. Железной рукой вела хозяйство. Я запомнила, как баба Паня (мы так ее звали) каждое утро заплетала тонюсенькую косичку и завязывала ее простой тряпочкой. При этом всегда рассказывала о своей гордости – косе-красе толщиной в руку. Волосы начала терять после того, как на мужа пришла похоронка.
Овдовев, оставшись в войну с троими детьми, она работала сутками и железной рукой вела дом. Замуж больше не вышла, хотя предложения были.
До последнего своего дня баба Паня сама мыла полы и читала газеты, их она близко-близко подносила к глазам, чтобы видеть мелкий шрифт. Очки надевать не хотела.
Баба Паня в войну и потом уже после часто готовила своим детям «луковник». Нехитрое блюдо состояло всего из двух ингредиентов – лука и кваса. Лук нарезали четвертинками, заливали квасом и ставили томиться в печи, под крышкой, на целую ночь. Баба Зина вспоминала, что было очень вкусно. Но я так и не решилась луковник приготовить.
Великое счастье было, когда пекли «лапти». Ржаная мука заваривалась кипятком, в который добавляли немного растительного масла, тесто вымешивали, оставляли на час под миской и начиняли толченым отварным картофелем. Продолговатые плоские лепешки пекли на сухой сковороде и чуть-чуть смазывали льняным маслом.
Еще одно блюдо, которое моя бабушка всю жизнь любила, это «серые» щи. Готовили их из грубых внешних квашеных листьев капусты, лука, моркови и картофеля. В войну в бабушкиной семье это была самая сытная еда.
Помнится, когда я со съемок в Варнавине привезла бабе Зине баночку наваристых «серых», она даже заплакала. Щи, ради которых мы и отправились в Варнавино, сварила чудесная бодрая старушка, к сожалению, я не помню ее имени. Зато помню, что бабулечка прихрамывала, ходила с клюшкой, но в одиночку справлялась с огородом. В военном детстве ровесницы моей бабушки «серые» щи были блюдом, на котором держалась семья героини моего сюжета.
Варнавинская кулинарка и показала мне, как варить щи, как управляться с ухватом и чувствовать, когда чугунок с ароматным варевом нужно вынимать из печи.
Баба Зина никогда не выбрасывала хлеб, если оставался, сушила сухари или кормила птиц, очень любила белый (конечно, горбушки всегда доставались ей!) и простые плюшки с сахаром. А сливочное масло считала самым лучшим продуктом. Хотя свой фирменный пирог «Ромашка» готовила всегда на маргарине.
Моей любимой бабули Зинаиды Ивановны Стряпниковой не стало пять лет назад. Она не дожила до 70-летия Великой Победы всего три месяца. Баба Зина всегда ждала 9 Мая, Парад Победы, салют.
Утром 9 Мая она наряжалась, надевала любимое платье, прикалывала к нему скромную латунную брошь с прозрачными камушками и усаживалась в любимом кресле у телевизора. А вечером из окна всегда смотрела салют. И на праздничный стол она обязательно ставила белый хлеб, сливочное масло и пирог «Ромашка». Своего папу и братьев всегда поминала маленькой рюмкой водки.
Я жалею только об одном – что не записала бабушкины рассказы о военном детстве. Я сохранила брошь и запомнила рецепт пирога.
И если у вас, дорогие читатели, еще есть возможность слушать и записывать воспоминания ваших родных ветеранов, запишите, снимите на видео, запомните навсегда!
Я очень признательна, что накануне 75-летия нашего самого важного в стране праздника я могу рассказать о своих сильных духом прабабушке и бабушке и поделиться с вами любимым бабушкиным рецептом пирога «Ромашка».
Поздравляю вас с Днем Победы!
Берегите близких и себя!
Ваша Стряпуха
Пирог «Ромашка от бабы Зины»
Что надо:
250 мл молока
500 г муки, плюс на раскатку 2 ст. л.
200 г маргарина
50 г прессованных дрожжей
• примерно 4–5 столовых ложек черной смородины, протертой с сахаром,
2 ст. л. сахарного песка
Что делать:
1. Дрожжи развести в 50 мл теплого молока, смешанного с половиной столовой ложки сахарного песка. Муку порубить с маргарином до крошки, влить опару, затем холодное молоко, замесить тесто. Если муки маловато, добавить. Тесто должно быть мягким.
2. Тесто сразу разделить на три части, раскатать в круглые коржи диаметром 18–20 см, толщиной 0,5 см, противень выстлать бумагой для выпечки, выложить первый корж, смазать протертой смородиной, оставив края в 1 см, сверху положить второй корж, тоже намазать смородиной.
3. В третьем корже в центре стаканом или формочкой вырезать отверстие, провести ножом от центра восемь линий, как бы «лепестков» ромашки. Тесто не прорезать!
4. Аккуратно положить на первые два коржа, защипать все вместе. Смазать изделие водой, посыпать сахарным песком. Вырезанную сердцевину тоже посыпать сахарным песком. Пирог и сердцевину выпекать отдельно в течение 25–30 минут в заранее нагретой до 180 градусов духовке.
5. Готовый пирог золотистого цвета вынуть из духовки, выложить на решетку, подавать холодным.

Лента новостей

Любимый Бор!

16.05.24 13:46