РАЗНОЕ

Древо у могилы...

Шумят над могилами деревья – ели, вязы да березы. Много их на Заскочихинском кладбище, некоторые исполины целый век свой прожили. Посадили их когда-то благодарные сыновья и дочери в память о своих родителях. Теперь даже старожилы не вспомнят, в честь кого и кто их посадил. Деревья, как люди, старятся, вот и здешняя ель, выросшая возле самой ограды кладбища, свой век отжила и стала уже не украшением здешних мест, а угрозой соседним могилам.

Сыр-бор разгорелся, когда родственники ветерана Великой Отечественной войны Владимира Алексеевича Арефьева обратились в Останкинский территориальный отдел с просьбой срубить высохшее дерево. Аналогичное письмо получила и редакция газеты «Бор сегодня». Однако задача эта оказалась не из легких. Ель стояла рядом с главной оградой кладбища, и там же, вдоль ограды, проходила газовая труба, поэтому срубленное дерево могло упасть на газопровод. На кладбище отсутствовали проезды для специализированной техники, да и в бюджете останкинского ТО денег на это дело не было.
И, наконец, в середине ноября участь злополучной ели решилась! Это известие нам в редакцию сообщил начальник Останкинского теротдела Валерий Тавадян.
Эта задача оказалась непростой. Сначала мы пригласили специалистов, которые заявили, что ель эта может простоять еще лет 6. Но на их вердикт мы полагаться не стали. Снаружи вековое дерево выглядело крепким, но что внутри? К тому же в этом году ураганы немало повалили деревьев, часть денег из бюджета ушла на ликвидацию последствий от этих стихийных бедствий. Когда стали приглашать специалистов по вырубке деревьев, те запрашивали заоблачные суммы – и это только за выпил дерева. А ведь спиленное дерево надо еще и вывезти, и утилизировать.
Большую помощь в финансировании оказали депутаты Совета депутатов Александр Кочетов и Максим Чугунов, которые частично финансировали выпиловку ели – выделили в общей сложности 8 тыс. рублей. Остальное было взято из местного бюджета. Финансовую поддержку оказал и председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Лебедев – основную часть денег (40 тыс рублей ) выделил он. Помимо старой ели, на заскочихинском кладбище угрожал могилам и древний, иссохший вяз. Да и в деревне Трутнево стоят опасные, сухие деревья. Общая стоимость выпиловки этих деревьев по смете составила около 50 тыс. рублей. Оставалось найти опытного специалиста. И он был найден – им стал бывалый альпинист из Краснодарского края Андрей Троян, который в нашем регионе спилил уже не одно старое дерево.
Прошло время, высохли деревья, да и что-то в головах и сердцах людей поменялось. Сетует Валерий Робертович на то, что сегодня люди утратили тот добрый порыв, энтузиазм, с которым раньше в деревнях выходили всем миром на субботники и воскресники – строили дороги, дома, сажали деревья. За окном местной администрации высокие березы шумят, когда-то посаженные жителями деревни. Сегодня их потомки жалуются на то, что деревья им мешают, создают тень и сырость. А вот нет, чтобы выйти всем дружным людом и благоустроить свою территорию!
Следующей весной мы устроим субботник. У нас есть место, где мы складируем мусор, который вывозим на тракторе с могил. Тогда, наконец, расстанемся с вырубленными елью и вязом. Только, боюсь, что на субботник выйдут, как обычно, женщины в возрасте, я и водители. Другие могут сидеть на лавочке, наблюдать за происходящим и курить. Очень хочется, чтобы люди вспомнили, что любое, даже непростое дело можно осуществить только всем миром! Но помнят о том времени пока только наши ветераны. Вот Иван Константинович Зайцев, могила предков которого стоит рядом с могилой ветерана войны Арефьева, сам попросил пригласить его на субботник, чтобы вынести и вывезти спиленные чурбаны.
Что же, будем ждать весны...
Лариса Толстых

Лента новостей

Любимый Бор!

16.05.24 13:46